Научиться праздновать

str2-1Христианин должен многое уметь. Должен уметь поститься, молиться и… отмечать праздники. Да-да, праздновать тоже надо уметь. И обрести этот навык совсем не так легко, как кажется на первый взгляд.

Вы попробуйте сосредоточенно приготовиться к Причастию накануне большого церковного праздника, если этот канун – единственный день в неделе, когда можно навести в доме порядок. Или попытайтесь сохранить гастрономическую умеренность, когда после длительного поста вдруг оказываешься за обильным столом. Тут надо думать не только о том, как осторожно разговеться, чтобы не навредить здоровью, но и о том, чтобы хозяйку не обидеть. А вообще умение отмечать праздники – это целое искусство.

Отблеск горнего мира

Что же такое праздник, что это за явление в нашей жизни? Это день-исключение, день, который освящен каким-то исключительным и важным событием. Например, все двунадесятые праздники имеют своей основой евангельское повествование. Церковь в такие дни предлагает нам устраниться от повседневных дел и посвятить всего себя молитвенному переживанию празднуемого события. И в этом устранении от забот, в нарушении привычного распорядка дня, в литургическом пире каждый из нас может увидеть отблеск горнего мира, мира, в коем нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни тяжких трудов, но вечное торжество и жизнь бесконечная. Особенно ярко это сияние горнего мира ощущается в праздников праздник – Светлое Христово Воскресение. Лично у меня каждую Пасху, в гуще этого общецерковного ликования, возникает ощущение, что всё – наша временная жизнь уже закончилась, настало вечное царство Воскресшего Христа.

Праздники не дают нам окончательно погрязнуть в пучине повседневных дел, напоминают о том, что мы здесь лишь гости, о том, что сегодняшнее торжество только слабый отблеск вечного праздника, который Господь уготовал любящим Его в Своем Небесном Царстве.

Праздник – не повод для безделья

Однажды, когда я еще не был священником и работал в информационном отделе епархии фотографом, со мной приключился такой забавный случай. Наступала Пасха. Я опаздывал на службу и вызвал такси. Ехать было минут пять (от «Липок» до Духосошественского собора), но пешком я уже не успевал. Вызвав машину, я вышел на ночную улицу. Подкатила древняя «шестерка» с единственной горящей фарой. Таксистом оказался угрюмый малый в кепке-восьмиклинке. В салоне грохотал шансон. Через пять минут мы были на месте. Видя пасхальную суету возле собора, таксист быстро сообразил, что праздник и можно взять двойной тариф. Он назвал не соответствующую расценкам сумму. А на мой вопрос, почему так много на голубом глазу, ответил: «Так ведь праздник», и для чего-то снял кепку. Наверное, для него это был единственный доступный акт проявления религиозности.

Нельзя, прикрываясь праздником, давать волю своим немощам. Праздник – не повод в два раза больше поспать, съесть двойную порцию десерта или проваляться весь вечер на диване перед телевизором. Призывая нас отложить повседневные дела, Церковь вовсе не говорит, чтобы этот день мы провели в безделии. Напротив, Господь ждет от нас, чтобы мы провели этот день максимально насыщенно и внимательно. Кроме того, отлагая ежедневные заботы, от духовных трудов мы всё-таки не упраздняемся. Например, считается большим грехом кого-нибудь обидеть, особенно в праздник. А искушения подобного рода не заставляют себя долго ждать. Вот здесь и нужны духовные труды.

Евхаристический пир и… немытые окна

В праздничный день нужно стараться причаститься. Однако у всех хозяек накануне праздника есть одна общая проблема. Как успеть убраться дома, вымыть окна, настряпать добрую дюжину блюд и подготовиться к Причастию? Причем думают они об этом именно в таком порядке. Причастие на последнем месте. Вот и получается, что лишь только ближе к полуночи наши милые мамы, жены, сестры встают перед иконами и открывают молитвослов. На Литургии думают о пирогах, а не о молитве, а после Причастия, уже дома, в кругу семьи, мучаются гипертонией от переутомления. Исходя из этих реалий, можно было бы сейчас категорически заявить, что лучше пусть будут окна немытыми, а праздничное угощение состоять «всего лишь» из восьми блюд, зато на празднике хозяйки будут более-менее отдохнувшими. Однако, во-первых, всё равно не послушают, а во-вторых, христианский подвиг состоит не только в умении отринуть все ненужное, но и в умении совмещать трудносовместимое. Устроить для семьи праздник и не забыть о себе – это ведь тоже очень тонкое духовное делание. Однако это тонкое духовное делание обретет правильный вектор, если Причастие в череде праздничных дел все-таки займет первое место. А уж после пусть будут окна, жареная курица, салаты и торты.

В малой церкви

У современного общества масса проблем. И одна из них в том, что мы разучились общаться, разучились собираться даже в семейном кругу, навещать друг друга. Общество как будто разлагается, как сейчас принято говорить, атомизируется. Этот процесс энтропии проник и в семью – малую церковь. Даже самые близкие люди теперь собираются вместе крайне редко. Кстати говоря, по наблюдениям сектоведов, в тех тоталитарных сектах, где запрещается праздновать семейные праздники (например, «Свидетели Иеговы»), семьи почти не сохраняются.str2-2

Праздники могут помочь исправить эту ситуацию. А ситуацию необходимо исправлять, потому что распад малой церкви – это трагедия и для Церкви большой, и для государства.

Устроить праздник в семье, вынести это торжество из храма и наполнить им дом – великое искусство.

Чтобы праздник был праздником

Нередко от прихожан можно услышать жалобу: «Вот, батюшка, причастилась, потом поехала в гости к близким, начали во здравие, а кончили за упокой. Всем кости перемыли. Домой еду и чуть не плачу. Лучше бы не причащалась». Ситуация печальная и очень распространенная. Это тоже от нашего неумения общаться. Почему-то, действительно, общение часто скатывается в обсуждение чужих недостатков. Когда такие разговоры проникают за праздничный стол, ничего, кроме горечи, от них не остается. Чтобы праздник был праздником, нельзя давать и предлога к осуждению.

Следует сказать еще об одной христианской добродетели, столь необходимой за праздничным столом. Об умеренности. Особенно после поста. Сейчас еще, к сожалению, сохраняется инерция советского времени, даже в церковных семьях, когда о том, удался или нет праздник, судят по количеству выставленных на стол блюд и закусок. Отказываться от угощений считается признаком дурного тона, многие хозяйки воспринимают это как личное оскорбление. В этом случае нужно помнить, что не ради еды мы собираемся за праздничный стол, а ради общения; не жареный гусь, а христианская любовь объединила нас за трапезой.

И о спиртном. Праздник не должен превращаться в попойку. Расскажу такой пример. Вот приходит ко мне пожилая женщина. «Батюшка, – говорит, – что мне делать. Сын пьет. Допивается до того, что падает на улице и спит на земле. Если кто домой принесет – хорошо. Если нет, так и лежит на улице». Начинаешь спрашивать: «У вас, наверное, муж любил выпить?» «Да, выпивал, но на земле не валялся… Я из-за этого и праздники не любила, потому что муж был всегда пьяный». Всё ясно, результат налицо. И это не единичный случай, это система. Поэтому, родители, не имеете вы права подавать такой пример. Не имеете. Бокал или два вина – вот всё, что может позволить себе христианин за праздничным столом.

Соблюдая такие нехитрые правила, мы увидим, что праздник действительно удался, что отблеск лучшего, горнего мира вошел и в наш дом.

Иерей Дионисий Каменщиков