На страже Православия

«Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее ка-нонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь – к вере» (свт. Серафим Соболев).

13/26 февраля Православная Церковь празднует память святителя Серафима (Соболева) – архипастыря, богослова, хранителя и защитника православной истины.

Из жития

Будущий свт. Серафим (в миру Николай Соболев) родился в Рязани 1/14 декабря 1881 г. Роды были тяжелыми: мать его, пребывая в страшных страданиях, не могла разрешиться от бремени. Для спасения ее жизни врачи решили пожертвовать жизнью младенца и собирались приступить к операции. Однако в этот момент бывшая в беспамятстве мать пришла в сознание и категорически запретила убивать дитя. Утром, с первым ударом церковного колокола, младенец родился сам, без посторонней помощи. Так еще до рождения с буквальной точностью исполнились на нем слова псалмопевца, написанные на могиле святителя после его кончины: От чрева матери моея Ты еси мой Покровитель (Пс. 70, 6).

В 1904 г. Николай окончил духовную семинарию, после чего учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1907 г. принял постриг с именем в честь прп. Серафима Саровского; затем последуют – диаконское и священническое рукоположения; окончание академии со степенью кандидата богословия и служение на ниве преподавательской деятельности. 1912 г. – сан архимандрита и ректорство в Воронежской семинарии. Далее – Первая мировая война, кровавые события революции и гражданской войны. На праздник Покрова 1920 г. – хиротония во епископа Богучарского, викария Полтавской епархии. Вскоре святитель вместе с другими русскими беженцами вынужденно покинет родину. Константинополь, София… Вся его дальнейшая жизнь будет проходить в эмиграции.

В 1921 г. святитель определен Зарубежным Синодом Архиереев управляющим русскими православными приходами Болгарии. В своем архипастырском подвиге Владыка Серафим осуществил то заветное желание, которое он высказал при наречении во епископа – до конца дней жизнь его была выражением безграничной любви к Спасителю и самоотверженным, даже рабским служением своим пасомым. «Я вам не только отец, но и родная мать», – говорил он им.

Будучи еще сравнительно молодым епископом, Владыка достиг большой духовной высоты. От Господа он получил дар усматривать самые тонкие уклонения от православной истины. Замечая неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за это. В борьбе за чистоту веры появлялись его богословские творения. За труд по обличению софианской ереси им получено в 1937 г. звание магистра богословия. Владыка говорил: «Мои книги – это моя кровь». За веру Христову он полагал душу свою, не щадя ни сил, ни расстроенного здоровья. Защищать истину Владыка считал своим пастырским долгом. Много унижений и притеснений пришлось пере-нести святителю в последние годы жизни, но и тогда он стоял на страже Православия, исполняя это свое призвание до самой кончины. В значительной степени благодаря его докладам на Всеправославном московском совещании 1948 г. были осуждены экуменизм и масонство, выражено отрицательное от-ношение к новому календарному стилю.

Скончался святитель 13/26 февраля 1950 г. в Неделю Торжества Православия. Похоронен в Софии. Могила его – место паломничества верующих и совершения многих чудес. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2016 г. свт. Серафим причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Из выступления свт. Серафима на Всеправославном московском совещании 1948 г.
«Русскую Православную Церковь приглашают участвовать в экуменической конференции как одну из множества организаций, к каждой из коих прилагается понятие Церкви. Но мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры…
Не будем смущаться обвинением нас православными экуменистами в отсутствии любви… Это обвинение прежде всего не соответствует действительности. Наша Святая Церковь всегда боролась с ересями и даже до крови. Но людей, впавших по внушению диавола в ереси, Православная Церковь всегда жалела; движимая любовью к ним, она налагала на них епитимию, вплоть до отлучения от церковного общения. Однако она никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины. Вот как Святая Церковь учит нас молиться о них: “Отступившия от православныя веры, и погибельными ересьми ослепленные, светом Твоего позна-ния просвети и Святей Твоей апостольстей, Соборной Церкви причти”. Таким образом, Святая Церковь различает самые ереси, требуя бескомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия».

Подготовила Людмила Кузнецова