На арене войны

ЦиркНаш цирк (Саратовский государственный цирк имени братьев Никитиных) всегда стремился не только развлекать своих юных зрителей, но и готовить их к будущему, воспитывать силу и ловкость, отвагу и бесстрашие. Когда в конце 1930-х годов стало понятно, что война приближается к границам нашей Родины, цирковые программки украсили такие бодрые и боевитые стихи:

Цирк недаром нами гордится,

Мы твёрдо уверены в одном:

Упругость мышц нам пригодится

В грядущих схватках с врагом!

Наш смех раздаётся по циркам, холлам,

Мы вносим бодрость, нам шутка дорога,

Наши смелые прыжки делают зрителя весёлым,

Наши прыжки с парашютом сделают грустным врага!

Советскому цирку готовим смену

Смелых порывов до краёв полны.

Мы с улыбкой выходим на арену,

Мы с винтовкой выйдем на арену войны.

День 22 июня 1941-го года, день начала Великой Отечественной войны, разделил жизнь Саратовского цирка на «до» и «после». Изменился даже внешний вид циркового здания: на куполе были установлены зенитные орудия, чтобы защищать город от вражеских налётов.

Война с первых дней закрыла двери многих советских цирков для зрителей: одни из них были разрушены, другие оказались на захваченных врагом территориях, третьи были отданы под военные нужды – под склады боеприпасов, госпитали… Саратовский цирк – один из немногих в стране – не прекращал давать представления даже в самые тяжёлые дни войны, несмотря на все трудности, за четыре военных года в Саратове не был сорван ни один цирковой сезон. Жители Саратова, раненые бойцы и гражданские люди могли поднять себе настроение, зарядиться бодростью и улыбками, вспомнить счастливое мирное прошлое и не потерять веру в счастливое мирное будущее, всего лишь купив билет и заняв своё место в цирковом зрительном зале.

Во время войны в Саратовском цирке работали прекрасные цирковые артисты.

Художественным руководителем цирка стал Борис Эдер. Эдер был дрессировщиком, выходил на цирковой манеж с группой грозных «царей зверей» – дрессированных львов. Мы и сегодня можем увидеть, каким он был – и на старых чёрно-белых фотографиях, и в известном художественном фильме «Укротительница тигров», где он сыграл роль дрессировщика Антона Телегина. В Саратове Эдер придумал и поставил парад-пролог, открывающий цирковую программу, «Идёт война народная, Великая Война».

Саратовцев радовал и покорял своим искусством и другой знаменитый дрессирощик – Юрий Дуров (старший). Он принадлежал к замечательной цирковой семье Дуровых, родоначальниками которой были братья Анатолий и Владимир Дуровы. Дед Юрия Дурова (старшего), Владимир Леонидович, был очень уважаемым дрессировщиком. Он основал в Москве единственный в мире театр зверей – «Уголок Дурова», написал любимую детьми книжку «Мои звери». Не только родной внук – все ребятишки страны называли его с теплотой «дедушкой Дуровым».

Юрий Владимирович привёз с собой в Саратов большую и разнообразную группу дрессированных животных, где были и грациозные лошадки, и учёные собачки-«математики», и весёлые обезьянки, и белоснежные голуби, и даже огромный слон.

В одной программе с Юрием Дуровым можно было увидеть и других великолепных артистов. Смешили публику весёлые клоуны Василий Бартенев и Николай Антонов, одетые в русские народные костюмы, в ярких рубашках и штанах в крапинку и в полосочку, в жилетках со множеством пуговичек, в сапогах, с картузами на голове.

Очень необычный номер показывала в Саратове Лидия Карловна Запашная. Она выходила к зрителям в ярком костюме, похожем на охотничий, с ружьём в руках. Под самым куполом цирка были расположены свёрнутые свитки с надписями, скреплённые особыми замочками. Меткими выстрелами из ружья артистка сбивала замочки, длинные свитки разворачивались, и зрители могли прочесть, что на них написано.

Муж Лидии Карловны Запашной сражался в Крыму в рядах Советской Армии. На Ленинградском фронте ещё в начале войны погиб её старший сын Борис. Пятеро младших детей с бабушкой оставались жить в окружённом блокадой Ленинграде. Их дом был разрушен дотла прямым попаданием бомбы. Но им повезло, по льду Ладожского озера, по «Дороге жизни», их вывезли из умиравшего от голода города. Пережив по дороге много опасностей и лишений, дети – сыновья Серёжа, Вальтер, Игорь, Славик и дочь Нонночка — приехали к маме в Саратов.

Жить в Саратове многодетному семейству Запашных было уже не так голодно, но и далеко не сытно. Чтобы прокормить семью, каждый вечер после работы, уложив детей спать, Лидия Карловна уходила на вокзал или на пристань – хрупкая изящная женщина наравне с грузчиками разгружала вагоны, баржи… За это она всегда получала что-то из продуктов. Поутру, проснувшись, дети спешили засунуть руку под подушку, заранее зная, что там их ожидает немудрёный гостинец военной поры: краюха хлеба, маленький кусочек сахара или спрессованный комочек отходов от производства муки – жмых.

В Саратове двое из братьев Запашных – пятнадцатилетний Вальтер и пятилетний Славик подготовили и показали зрителям свой первый самостоятельный номер. Сначала они выступали перед ранеными бойцами, лечившимися в саратовских госпиталях. Артисты цирка часто приезжали туда с представлениями, и раненые всегда с особой душевностью и теплотой встречали юных акробатов. А нехитрые, но щедрые солдатские гостинцы помогали ребятам пережить непростое время и служили им первыми гонорарами. Со временем мальчиков признали настоящими артистами и разрешили участвовать в представлениях Саратовского цирка наравне со взрослыми. Как взрослым артистам, им выписали настоящие продуктовые карточки, и мальчики очень гордились тем, что теперь могут помочь матери кормить семью.

Много лет спустя братья Вальтер и Славик вырастут и станут знаменитыми на весь мир дрессировщиками Вальтером и Мстиславом Запашными, но всегда с особым чувством будут приезжать они в Саратов и на всю жизнь сохранят в своём сердце память и благодарность городу, в котором сделали свои первые шаги на манеже. В Саратове часто выступают их многочисленные потомки и продолжатели рода: дети, внуки, племянники, дети племянников…

В представлениях для раненых в госпиталях участвовали все артисты цирка, даже самые известные. Перед ранеными выступал блистательный эквилибрист Михаил Егоров. Этот удивительный артист умел не только ходить, но и… танцевать на руках!

Поначалу он боялся, что больным, ослабевшим бойцам, многие из которых потеряли руки, ноги и едва могут шевелиться, вид его здорового, спортивного, хорошо натренированного тела, ловко и легко исполняющего самые сложные и невероятные трюки, будет причинять лишнюю боль. Но после одного выступления в саратовском госпитале должен был изменить своё мнение.

Когда он начал показывать свои самые сложные и впечатляющие трюки, один из раненых сказал своему безногому товарищу на костылях: «А ты ещё голову вешаешь. Гляди, чего можно учинить при помощи одних только рук!» А когда артисты покидали госпиталь, к Егорову подошёл начальник госпиталя со словами: «Своими выступлениями, товарищ Егоров, вы способствуете лечебному процессу!» Артист оставил опасения и после всегда выступал перед ранеными с большим желанием и особым вдохновением.

Кроме госпиталей артисты Саратовского цирка часто выступали на мобилизационных пунктах, в воинских частях и подразделениях, готовящихся к отправке на фронт, в военных училищах. К осени 1942 года цирк самостоятельно организовал уже 46 таких концертов.

В Саратове комплектовались и отправлялись концертные бригады для отправки прямо на фронт. Саратовский цирк в такой бригаде представляли клоуны Виктор Зонов и Евгений Чеколтан. За 53 дня на фронте они дали 122 концерта. Отмечая заслуги артистов, Военный Совет Приволжского военного округа вынес благодарность четырём артистам Саратовского цирка и наградил Зонова и Чеколтана Почётными грамотами.

Но не только своим весёлым, приносящим радость искусством сражались артисты цирка с врагом. Среди них было немало и тех, кто с оружием в руках защищал Родину на полях сражений. Одним из цирковых артистов-фронтовиков был наш земляк Николай Николаевич Никитин. Николай Николаевич происходил из рода основателей русского национального циркового искусства – саратовцев братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных и доводился среднему из них – Акиму Александровичу – внуком. В цирке он был талантливым наездником и конным жонглёром, на фронте стал мужественным и смелым солдатом. К сожалению, ему, как и многим другим, не суждено было встретить праздник Победы – в боях Николай Никитин (младший) пал смертью храбрых. Он оказался последним представителем рода Никитиных, на нём прервалась история этой славной цирковой семьи.

Отец Николая Николаевича Никитина, Николай Акимович, потеряв единственного сына, был безутешен. Однажды в Москве он попал на выставку немецкого вооружения, захваченного советскими солдатами. Он глядел на грозные боевые машины, танки, самолёты, орудия, пулемёты и автоматы, ежедневно убивающие сотни наших солдат, думал, что одним из этих солдат был его сын, и в душе старого артиста созрело важное решение. Николай Акимович отдал все свои сбережения, которые копил всю жизнь, в фонд Победы на выпуск самого лучшего и современного оружия для Советской Армии. Он верил, что этим поступком тоже приближает Великую Победу, за которую сложил голову его сын.

Денежную помощь от артистов и работников Саратовского цирка Советская Армия получала постоянно. С самого начала войны наш цирк наладил сбор и отправку средств в фонд обороны. Деньги отчислялись с общих сборов за цирковые билеты, давались и специальные, дополнительные представления, весь сбор от которых полностью шёл на нужды армии и фронта. Уже в начале 1942 года Саратовский цирк вышел на первое место среди всех цирков по сборам, отчислив на оборонные нужды и на подарки бойцам 53 тысячи рублей.

Помощь фронту росла и ширилась по всей стране. Казанский цирк выступил с предложением собрать средства на постройку самолёта «Советский цирк». Поэт Демьян Бедный приветствовал это решение такими стихами:

Тверда уверенность –

Её мы не таим,

Цирк самолёт создаст

Со зрителем своим.

Узнав о почине казанцев, Саратовский цирк пошёл ещё дальше и выдвинул призыв собрать деньги на постройку целого звена боевых самолётов! Только двумя первыми представлениями саратовцы собрали для этой цели 140 тысяч рублей. Память об этом в Музее Саратовского цирка бережно хранит старая афиша 1943 года, в нижнем правом углу которой можно прочитать: «Весь сбор поступит на постройку самолёта «Саратовский госцирк – фронту».

Всего коллектив Саратовского цирка собрал без малого полмиллиона рублей, за что получил благодарность Главнокомандующего Вооружёнными Силами страны.

… И с какой же радостью, с каким энтузиазмом вместе со всей страной встречал Саратовский цирк День Победы 9 мая 1945 года, для приближения которого артисты и сотрудники цирка так славно и самоотверженно трудились долгих четыре года! Едва пришло счастливое известие о Победе, тут же было принято решение о генеральной уборке циркового здания. И победным майским днём весь цирк был тщательно вымыт, выскоблен, начищен до ослепительного блеска, сверкал свежей краской и радовал взгляд идеальной чистотой и порядком. В цирк вновь вернулась мирная жизнь.

20 сентября 2014 года в день отрытия 141-го циркового сезона за весомый вклад Саратовского цирка в дело Великой Победы, за самоотверженный труд и высокую гражданскую сознательность, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Саратовский цирк получил копию священного Знамени Победы из рук председателя Саратовского областного комитета ветеранов войны и Вооружённых Сил, главного редактора областной «Книги Памяти» Георгия Васильевича Фролова. Это Знамя и сейчас можно увидеть в Музее Саратовского цирка в фойе первого этажа.

К 70-летию Победы нашим музеем была подготовлена экспозиция «Цирк в годы Великой Отечественной войны». Сохраняя память об артистах — героях фронта и тыла, мы отдаём долг благодарности тем, кто отстоял жизнь и свободу Родины, кто сберёг и сохранил для нас манящий свет огней манежа, чтобы на каждом цирковом представлении он продолжал радовать новые и новые поколения маленьких саратовцев.

Ольга Жогло, сотрудник Музея Саратовского цирка

«Гимназический взвоз», № 18