Место, где молитва никогда не прерывалась

tr-3Стоящая на вершине Почаевской горы знаменитая Свято-Успенская Лавра – духовный центр православного народа Западной Руси. Считается, что этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительством Матери Божией. По преданию, здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы; эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери; в обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.

История

Дата основания обители своими корнями уходит в глубину веков, когда в 1240 г. хан Батый захватил Киев. Спасаясь от угнетения, Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией, которая явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке. Заступница оставила на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода.

Время шло, слава святой горы росла и ширилась. Вместо первой деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмовому празднику Успения Божией Матери. Так постепенно с конца ХVI-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.

Когда игуменом обители становится Иов Железо, начинается новая эпоха в истории Почаевского монастыря. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом.

Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651). Он вместе с Богородицей остается и сегодня неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.

В 1914 г. началась Первая мировая война. Боясь поругания и разграбления австро-венгерскими войсками, из монастыря вывозят все ценности. В мае 1916 г., в Почаев приходят русские войска. В Лавре восстанавливаются богослужения. А в сентябре 1920 г. Волынь занимают польские войска и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши.

С 1939 г. Лавра снова в молитвенном общении с Русской Церковью. После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии.

Опаленные великой трагедией войны и репрессий, люди спешили поклониться лаврским святыням. Но время свободы оказалось недолгим. В 1958 г. началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь. Она явилась над Троицким собором вся в черном с черным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы…

Много лишений претерпела обитель. Но с началом изменений в обществе и государстве изменилось и отношение к Церкви. Православные люди торжественно отметили 1000-летие Крещения Руси. А Почаевский монастырь продолжает раскрывать христианам истинность и красоту веры Христовой, выполняя свою заветную миссию – быть светильником Православия на западе Руси.

В августе 1990 г. Почаевская Лавра торжественно отмечала свой 750-летний юбилей. Торжество возглавлял – Святейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской жизни в Свято-Духовском Почаевском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. При Лавре была открыта воскресная школа, а немного спустя и Богословское училище, впоследствии преобразованное в Духовную семинарию. Монастырю возвращены его здания, сады, земельные участки.

В наши дни открылась новая печальная страница жизни Почаевской Лары. В связи с событиями на Украине православная обитель стала объектом нападок раскольников, политиков-русофобов, боевиков.

Недавно депутаты Тернопольского облсовета проголосовали за передачу Свято-Успенской Почаевской Лавры государству. О том, что кельи и соборы комплекса хотят превратить в заповедник, в самой Лавре узнали из СМИ.

Митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, прокомментировал ситуацию вокруг Лавры: «В Великий Четверг святая Церковь воспоминает Тайную Вечерю и предательство Иуды, который за 30 сребреников продал Христа Спасителя. Эти события происходили двадцать веков назад. Время проходит, но лица и действия остаются прежними. В нынешнем, 2015 г., в Великий Четверг совершилось подобное. Депутаты областного совета, которые считают себя христианами, принимают нехристианские законы. Они хотят из Почаевской Лавры (духовного центра православных христиан) сделать музей истории. Чтобы обителью управляли не настоятель и братия, которые в 1240 г. основали обитель, а директор и экскурсоводы».

Из воспоминаний

Клирик нашего собора протодиакон Александр Пушкарев 20 лет служил в Почаевской Лавре, но по благословению своего духовника схиархимандрита Тихона (Болденкова) в прошлом году покинул монастырь и вместе с семьей вернулся на свою малую родину, в Саратов. Я прошу отца Александра поделиться своими воспоминаниями о жизни в Почаеве.

– Отец Александр, как получилось, что именно Почаевская Лавра стала для Вас духовной родиной?

– Лавру я полюбил еще в детстве, когда мы с братом вместе с мамой совершали паломнические поездки по разным монастырям. И вот когда мы приехали в первый раз в Почаевскую Лавру, то сразу же почувствовали, будто приехали к родной маме – так там ощущается заступничество и присутствие Матери Божией.

Жили мы там всегда в условиях далеко не комфортных – ночевали на полу в одном из храмов или даже на скамейке на улице, ели хлеб с кабачковой икрой, но когда приходило время уезжать, то покидать Лавру совсем не хотелось, однажды даже опоздали на автобус: так не хотелось уходить с вечерней службы раньше времени.

– Как произошла Ваша первая встреча с будущим духовником?

– Я тогда учился в четвертом классе. Везде, где бы мы ни были с мамой, я искал иконку своего небесного покровителя – святого благоверного князя Александра Невского. И вот, будучи в Почаевской Лавре, я в иконной лавке спросил, нет ли у них такой иконы. И монах, который нес послушание в лавке, с улыбкой показал на меня: «А вот он – Александр Невский». Это и был мой будущий духовник, тогда просто отец Богдан. Моим духовником он стал гораздо позже, когда я вернулся из армии. Вообще в Почаевском монастыре ощущаешь, что это такое место, где молитва никогда не прерывалась, как и традиция старчества. Ведь Лавра никогда не закрывалась, хотя были времена упадка и тяжелых гонений…

– Можете сказать, каким был самый главный совет, данный Вам духовником?

– Наверное, это было благословение связать свою жизнь с Лаврой…

– Много раз я слышала о чудесах, происходящих в Лавре…

– Они там происходят каждый день и стали, можно сказать, обыденностью. Все чудесные исцеления фиксируются в специальной книге, но в последнее время туда стали записывать лишь особенно выдающиеся случаи.

Впервые я стал свидетелем чуда еще будучи ребенком. В Успенском храме над царскими вратами расположена чудотворная икона Почаевской Божией Матери. По афонской традиции, после вечернего богослужения ее на лентах опускают вниз, чтобы молящиеся могли приложиться к ней. И вот пожилая женщина хочет прикоснуться к лику Богородицы, а икона уклоняется от нее, как бы уходит в алтарь. Монах, который нес в тот день послушание возле иконы, говорит женщине: «Кайся, в чем согрешила!» И та, в ужасе, говорит: «В голодные годы я съела свою мать!»

tr-4Когда я уже служил в Лавре, то был свидетелем следующего поразительного события. В Успенском храме есть список иконы Почаевской Божией Матери, который более ста лет назад спас монахов Киево-Печерской лавры от эпидемии. Монахи после своего спасения вернули икону в Почаев. К ней люди прикладываются, поднявшись по ступенькам. Возле иконы с 1911 г. стоят старенькие костыли – их оставил один крестьянин, получивший исцеление. Бомж, больной ДЦП, отсидевший за воровство в общей сложности 25 лет, приехал в Почаев по чьему-то совету. И вот однажды мы читали ежевечерний акафист у Стопы Богоматери, а болящий человек поднялся к иконе помолиться. А потом произошло следующее: мужчина приложился к лику и услышал властный приказ Божией Матери: «Брось костыли!» И он бросил – просто от испуга. И пошел сам, будучи с рождения неизлечимо больным человеком! Потом выяснилось, что он даже некрещеный, и его окрестили в монастыре.

В Лавру приезжает множество людей, одержимых нечистыми духами, и получают исцеление. Однажды к нам приехал военный со своей семьей и стал свидетелем, как одержимые беснуются возле лаврских святынь. Он подошел к наместнику и спросил, сколько тот платит всем эти людям, которые устраивают здесь «цирк». Наместник предложил военному денег, чтобы он тоже принял участие в представлении. А когда семья этого паломника спустилась в пещеру к мощам Иова Почаевского, то дочка военного начала рычать и бесноваться.

В лаврской пещере рядом с мощами преподобного Иова Почаевского находятся нетленные мощи преподобного схиигумена Амфилохия Почаевского – нашего современника, умершего в 1971 г.. Этот человек прошел Первую мировую войну, после окончания которой стал монахом в Почаевской Лавре. Со временем он получил от Бога дар провидения и исцеления. Был даже случай, когда будущий святой воскресил умершую девочку. Исцелял он неизлечимые болезни. Мой тесть, будучи подростком, вместе с мальчишками воровал в чужом саду яблоки и был покусан собакой. Побоявшись признаться в проступке родителям, он спрятал больную руку под рубашкой. Рука распухла, посинела, и когда обратились к врачам, те предложили ампутацию. Родители повезли сына к старцу, тот дал какую-то мазь, и мальчик был исцелен – разумеется, не мазью, а молитвами преподобного. Чтобы скрыть от людей свои дарования, батюшка немного юродствовал, поэтому не все верили в его святость. Будущий схиигумен был гоним: в 60-е гг. его выселили из монастыря, одно время он жил на монастырском кладбище, на его жизнь покушались, прятали в психиатрическую больницу, всячески издевались. А после его смерти стали происходить чудеса исцелений на могиле. В 2002 г. обретены его нетленные мощи и преподобный был причислен к лику святых.

– Отец Александр, Вы мечтаете когда-нибудь вернуться в Лавру?

– Я никогда даже мечтать не мог о том, что буду служить в лаврских храмах, жить в постоянном общении с монахами, старцами – людьми высокой духовности. Это огромное счастье и чудо. Поэтому я понимаю, что всё случающееся в моей жизни происходит по воле Бога, и если будет Его благоволение – мы вернемся в Почаев.

– Какие напутствия Вы получили от ваших лаврских братьев?

– Очень простые – жить по заповедям Божиим.

Подготовила Елена Гаазе