Коллекция старообрядческой металлопластики музея Cаратовского Троицкого собора

К концу 19 столетия старообрядческие мастерские производили огромное количество литых икон, складней и крестов самых разных размеров. Наряду с дешевыми образками отливались крупные иконы и складни, часто вызолоченные и украшенные изысканным эмалевым орнаментом. Большие четырехстворчатые складни, крупные кресты с предстоящими, медные иконы выглядели очень нарядно и привлекали внимание не только ревнителей «древлего благочестия». К тому же они обладали большой прочностью, не требовали большой осторожности при перевозке, к каждому празднику их без особого труда можно было начищать до золотого блеска. Поэтому литые иконы, изготовленные в старообрядческих мастерских, как, впрочем, и традиционные иконы «старых писем» можно было встретить не только в старообрядческих молельнях.

Медные кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846г., «употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России…»

Основу коллекции старообрядческой металлопластики Саратовского Троицкого собора составляют иконы и кресты, найденные во время последней реставрации храма в составе своеобразного клада, спрятанного, вероятнее всего, перед закрытием собора в конце 1920-х гг.

Кресты

Существенную часть собрания металлопластики музея Троицкого собора составляют киотные и наперсные кресты. Наперсные кресты, имевшие в навершии или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. Киотные – помещались среди икон и нередко врезались в иконную доску и вставлялись в деревянные киоты. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными…

str5-1Покидая отеческий дом, курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем – великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в 18 и 19 столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, – составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.

Одним из самых интересных предметов коллекции Троицкого собора является небольшой поморский крест с расширяющимся подножием, погрудными изображениями двух предстоящих, Серафимом в навершии и Нерукотворным Образом Спаса в оглавии. Первые кресты такого рода отливались в медницах Выга. Крест Троицкого собора отличается нечастым подножием, гладким, не имеющим никакого рисунка, и чрезвычайно редкой и дорогой красной эмалью.

Другим, не менее интересным предметом, коллекции является большой киотный крест с двумя предстоящими и образом Господа Саваофа в навершии, выполненный в явной барочной стилистике. Особенно нарядной является обратная сторона, украшенная нарядным высокорельефным растительным орнаментом, на фоне которого в шести картушах размещен традиционный для оборотов старообрядческих крестов текст светильна: «Крест – хранитель всея вселенныя…» Кресты данного типа являются весьма редкими. Большинство из них дошло до нашего времени в очень плохой сохранности. Крест Троицкого собора имеет превосходную сохранность, а сохранившаяся почти полностью позолота делает его уникальным экспонатом.str5-2

Разнообразные старообрядческие кресты широко представлены в коллекции металлопластики Троицкого собора. При всем сходстве между собой (на первый взгляд кажется, что они отличаются только по размеру) они различаются, прежде всего, своей принадлежностью к разным старообрядческим согласиям. Это различие определяется типом навершия, в котором иногда размещается Нерукотворный Образ Спасителя, а иногда – изображение Господа Саваофа.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения. Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам не-большие иконки с образами праздников, Архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас.

Иконы

Меднолитые иконы составляют значительно меньшую, чем кресты, часть коллекции металлопластики музея Троицкого cобора. Здесь мы не найдем изысканных узорчатых отливок первых старообрядческих медниц Выга. В коллекции представлены исключительно поздние изделия, отлитые во второй половине 19 в. в мастерских Москвы и Урала.

Одним из самых красивых предметов коллекции, безусловно, является многоэмальная икона Феодоровской Богоматери. Центральное изображение Богородицы находится в углублении, имитирующем традиционный ковчег. Внешняя рамка иконы украшена орнаментом из винограда.

Этот сюжет в медной пластике является достаточно редким. Более распространен образ Покрова, который в коллекции музея представлен двумя предметами. Оба воспроизводят поздний извод этого иконографического типа. Он отличается тем, что Божия Матерь изображается не в центре, как на древних иконах, а в левой части, вполоборота.

Среди меднолитых икон с образами святых чаще всего встречаются иконы Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Старообрядцы признавали только древнюю форму имени этого святого – Никола, которая и помещалась на иконах. В коллекции музея Троицкого собора находится интересный многоэмальный поясной образ Николая Чудотворца, который можно датировать концом 19 столетия. Интересным и весьма нечастым предметом коллекции является куполообразная отливка со сложной композицией, в которой совмещены два сюжета: Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи. Вполне возможно, что эта иконка представляет собой средник трехстворчатого складня с опиленными петлями.

Образ Господа Иисуса Христа в коллекции музея Троицкого собора представлен тремя иконографическими типами. Наиболее распространенный в литье иконографический тип – Деисус. Деисус – изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева – Иоанн Предтеча. В старообрядческом медном литье Деисус чаще всего является средником трехстворчатых складней, получивших название «девяток». Каждая боковая створка такого складня несет изображение избранных святых. Чаще всего это – митрополит Филипп, апостол Иоанн Богослов, святитель Николай – на левой створке; Ангелхранитель, преподобные Зосима и Савватий – на правой. Такой подбор святых не случаен. Зосима, Савватий и Филипп – святые, подвиги которых были совершены в Соловецком монастыре, очень почитаемом у старообрядцев Выга, где были отлиты первые такие складни. Присутствие Ангела-хранителя и Николая Чудотворца – покровителя путешественников, показывает, что «девятки» были «путевыми» иконами. Их брали в дорогу, носили в качестве нательных икон. Голгофский крест на обратной стороне одной из створок позволял обходиться без отдельно носимого нательного креста.str5-3

Другой иконографический тип Спаса, представленный в коллекции, – «Христос с предстоящими и припадающими», часто именуемый коллекционерами «Седмицей». Это Деисус, в котором к образам Божией Матери и Иоанна Предтечи, а также припадающих Зосимы и Савватия добавляются фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. В «Седмицах» большего формата добавляются фигуры апостола Иоанна Богослова и святителя Иоанна Златоуста, а также коленопреклоненных Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

Третий, наиболее интересный и красивый иконографический тип Спаса, представленный в коллекции музея, – «Спас Благое Молчание». Русские иконописцы, начиная с 16 столетия, осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до Ее Воплощения. Хотя законность таких аллегорических образов, как София Премудрость Божия в ее новгородском изводе, оспаривалась несколькими церковными Соборами 16 и 17 вв., они продолжали воспроизводиться до конца 19 столетия. Нашли они свое отражение и в медном литье.

Коллекция меднолитых крестов и икон музея Саратовского Троицкого собора достаточно полно представляет весь спектр поздней старообрядческой металлопластики. До последнего времени этот раздел церковного искусства не считался особенно заметным явлением русской церковной культуры, оставаясь вотчиной немногочисленных любителей и коллекционеров. Только в последние годы эстетика медного старообрядческого литья была замечена отечественным и зарубежным искусствоведением. Однако появившиеся в этой области исследования всё еще остаются редкими и немногочисленными. Систематическое изучение старообрядческой металлопластики с подробным описанием разнообразных артефактов – дело будущего. Именно поэтому небольшая, но достаточно разнообразная коллекция музея Троицкого собора представляет материал не только для любителей церковной старины, но и для серьезных научных исследований по истории старообрядчества.

Протоиерей Михаил Воробьев

Печатается в сокращении