Колядные песни

TL10str8_0Приближаются замечательные, светлые праздники – Рождество Христово, Крещение. С трепетом и волнением ожидаем мы их прихода. Подходят к концу рождественские постовые дни, и душа хочет радости, веселья и тепла. А какой праздник без народных гуляний, весёлых песен и звонкого смеха?

Дни празднования Рождества Христова называются Святками. Они идут от Рождества до Крещенского сочельника (то есть с 7 до 18 января по новому стилю). С древности существует обряд колядования, когда в святочные дни дети и молодёжь ходят по соседским домам, поют песни, славят Христа.

Откуда же берет своё начало этот обычай? Где источники возникновения колядных песен?

До сих пор с точностью нельзя ответить на эти вопросы. Учёные даже не могут придти к единому мнению по поводу самого названия. Но как бы то ни было, а слово это (как и сам обряд) известно у многих народов. Чехи и болгары, сербы и словаки, украинцы и белорусы одинаково ждут наступления дней веселья и заранее готовят подарки колядовщикам. Праздник отмечают все, но в первую очередь, молодёжь, именно поэтому столько шума, смеха, красок, песен и игр.

Первоначально колядование было в тесной связи с языческими традициями славянских народов. Но постепенно утратило свой языческий характер. Когда память о языческом празднике Коледы угасла в народе, распевавшиеся в честь праздника песни вышли из употребления и заменились новыми, составленными в христианском духе. Так появились рождественские духовные колядки. А колядующих стали также называть христославами.

На юго-западе христиане придавали особое значение рождественским духовным песням. Порядком колядования заведовали специальные духовные братства, а выручка от этого пения поступала на церковный приход. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. У священнослужителей были рукописные сборники рождественских духовных песен (из т.н. «Богословника»), которые распевались в праздник Рождества Христова.

О чём рассказывают нам рождественские колядки? Конечно же, о Рождении Младенца Христа и первых днях Его жизни. Это светлые, добрые, часто торжественные песнопения, которые исполняла крестьянская молодёжь. В простых, трогательных стихах и напевах колядок оживала история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, окружённый домашними животными, таинственные волхвы, идущие за Звездой, чтобы поклониться Царю Царей, злой Ирод, преследующий невинного Младенца.TL10str8_1

Кроме того, колядовщики величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям, хорошего урожая, доброго здоровья, счастливого брака, а те щедро одаривали их разнообразными подарками. Шумный обход домов заканчивался рождественскими посиделками.

Изначально тексты и напевы для колядок сочинял сам народ, позже стали появляться авторы-сочинители. Исполнялись эти духовные песни чаще всего хором и очень громко, в манере кричащего голоса. Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они сходны по своему строению (запев-припев), строятся на призывных интонациях, несложны по мелодике.

В настоящее время выпускается большое количество кассет и дисков с записями рождественских колядок. Саратовская епархия также издала диск под названием «Колядки, украинские и русские народные песни» в исполнении великого русского певца И.С. Козловского. Здесь собраны наиболее интересные, яркие образцы украинских колядок. Слушая этот диск, окунаешься в атмосферу рождественского праздника, безудержного народного веселья. Исполняя колядки, Козловский великолепно передаёт всё богатство настроений и характеров украинских песен. Этот диск по своему содержанию уникален! Впрочем, как и уникален по значению обряд рождественского колядования.

«Это ночь святая» (колядка)

Звёздочки сверкают, тишина вокруг,

Пастухи той ночью стадо стерегут.

И внезапно Ангел к ним сошёл с небес,

Он им возвещает радостную весть.

Пастыри, спешите в город Вифлеем,

О рождённом чуде расскажите всем:

Ныне в Вифлееме родился Христос,

И с Собой спасенье миру Он принёс.

К сожалению, в советское время традиция колядования, как и все, что было связано с праздником Рождества Христова, беспощадно искоренялась. И сейчас многие наши соотечественники имеют о ней весьма смутное представление. В то время как на Украине, в Молдавии, во многих других славянских странах даже в двадцатом веке народ сохранил эту традицию. Хотелось бы пожелать, чтобы в России, наряду с общим церковным возрождением и возрастающим интересом к самому празднику Рождества Христова, вернулась и добрая традиция исполнения рождественских духовных колядок.

Вера Попечителева