Колокольные заводы Саратова

Колокололитейное ремесло, по общему мнению исследователей, одно из самых сложных ремесел. Не случайно еще в Древней Руси колокололитейное искусство ставили выше зодчества. Литье больших коло-колов даже при современном уровне литейного производства – сложная техническая задача, требующая больших предварительных исследований, трудоемкой подготовки и длительного процесса изготовления литейной формы.
В России колокололитейное искусство начинает развиваться уже с середины 13 в. Необъятные просторы России, удаленность селений друг от друга породили необходимость отливать большие колокола. С 16 в. начина-ют отливаться гигантские колокола. Уже в 17 в. русская литейная традиция достигает своей наивысшей точки и окончательно формируется. Складывается устойчивая и эффективная система обучения литейному делу.

Все это обусловило возможность отлить в 1735 г. самый большой в ми-ре колокол весом в 202 тонны – Царь-колокол, история которого хорошо известна. Он был поврежден при пожаре 1737 г., поднят из ямы и окончательно установлен на постаменте в 1836 г., где он находится и поныне.

Первоначально отливкой колоколов занимались отдельные мастера, некоторые из которых оставили значительный след в истории. Начиная с правления Михаила Федоровича Романова (1613–1645) отливкой колоколов занимался Московский Пушечный двор. Он же являлся главной школой, готовящей русских литейщиков, находящихся в ведении пушкарского приказа. В 1686 г. один из непревзойденных мастеров-литейщиков Федор Моторин стал основателем и владельцем первого частного колокольного завода в Москве. К началу 19 в. в России существовало уже 30 колокололитейных заводов.
Свои заводы по отливке колоколов имелись и в Саратове. До революции в городе было два колокольных завода, основанных в одном и том же 1816 г. и располагавшихся рядом – у начала улицы Веселой, как она стала официально именоваться с 1889 г., на стыке улиц Вознесенской и Кирпичной.

Один из них – колокольный завод купчихи Олимпиады Ивановны Медведевой. Он производил отливку церковных колоколов различного веса из красной штыковой меди и английского олова. Кроме того, на заводе практиковалась переливка старых и разбитых колоколов. В основном изготовление и сбыт колоколов осуществлялся по заказу. В 1916 г. завод выполнял заказы для Вознесенского собора в городе Николаевске Самарской губернии (колокол на 600 пудов), и для Тихвинской соборной церкви города Данкова Рязанской губернии (колокол на 425 пудов), а также на определенное число колоколов весом от 100 до 200 пудов.

Кроме изготовляемых по заказу, при заводе, как отмечалось в издании «Церковные ведомости» за 1900 г., имелся большой выбор готовых колоколов «приятного и сильного звука», торговля которыми носила постоянный характер. Также заводом практиковалась торговля готовыми колоколами на периодически проводимых ярмарках в городах Самаре и Симбирске.

При заказе и продаже готовых колоколов допускалось использование кредитования, сроки и выплаты по которому устанавливались взаимным согласием конторы завода с покупателями, что, несомненно, способствовало повышению спроса на изготовляемые колокола. Не случайно в указанном выше издании отмечается, что «несмотря на дороговизну металлов, завод имеет много заказов в настоящем 1900 г.».

Второй колокольный завод был основан купцом Вакулой Ефремовичем Гудковым. После смерти Вакулы Ефремовича он назывался заводом братьев Гудковых, т.к им одновременно владели сыновья покойного – Василий Викулович, Михаил Викулович и Петр Викулович Гудковы.

В 1872 г. на заводе было три плавильных печи и точильная машина для колоколов на конном приводе. Все операции – формовка, плавка, отливка, производились в длинном, до 40 метров, деревянном сарае, ширина которого доходила до 20 метров. Работало восемь рабочих по 13 часов в день. Мастера получали жалования до 20 руб. в месяц, чернорабочие – до девяти рублей. Ученики в первый год имели годовое жалование 10 рублей, второй год – 15, третий год – 20, четвертый – 25 и пятый год – 30 рублей. После такого обучения они считались мастерами. Жили рабочие со своими семьями в квартирах или домах на собственном содержании. Управляющим на заводе был купец второй гильдии Василий Матвеевич Кеменев, сын сестры братьев Гудковых, Соломонии Викуловны, в замужестве Кеменевой. Именно этому племяннику В.В. Гудков завещал свою часть колокольного завода.

В последние годы владения колокольным заводом братьями Гудковыми на нем числилось 16 рабочих, усилиями которых было отлито колоколов общим весом две тысячи пудов (32 тонны) на сумму 112 тыс. руб.

В 1893 г. умирает Михаил Викулович, через год Петр Викулович. После смерти братьев весь завод стал принадлежать В.М. Кеменеву. Но владеть заводом Василию Матвеевичу пришлось недолго. Он вскоре ушел из жизни и владельцем завода стал его сын Николай Васильевич, которому было всего лишь 22 года, но он уже пять лет помогал стареющему отцу вести дела завода. Колокольный завод В.М. Кеменева отливал новые и переплавлял старые колокола разного веса, осуществляя также их доставку по суше и воде, поднятие на колокольню. Завод давал гарантию, как тогда говорили «ручательство», в прочности колоколов.

Здесь отливались колокола большого и среднего калибра, именные и дарственные. В 1895 г. был изготовлен колокол-благовестник с надписью «Дар городу пожертвован усердием саратовского купца Василия Федоровича и жены его Екатерины Филипповны Любимовых». На колоколе купца Любимова есть барельефные изображения двух икон – Господа Вседержителя с державой в левой руке и особо чтимой в России иконы Казанской Божией Матери, также слова «Благовествуй миру радость». Благовестник купца Любимова стал одним из лучших колоколов Старого Саратова. В роли благовестника выступает он и сейчас на колокольне Свято-Троицкого собора (с 1992 г., до того он 55 лет провисел под сценой Саратовского театра оперы и балета).

На заводе всегда имелись для продажи готовые колокола весом от 150 пудов (2,4 тонны) до десяти фунтов (четыре килограмма). Для привлечения заказчиков, покупателей предоставлялась рассрочка по платежам, устанавливался разный, удобный покупателю срок изготовления и оплаты.

На Нижегородкой ярмарке завод Кеменева имел собственную лавку. На всероссийской выставке 1896 г. саратовские колокола были удостоены серебряной медали, на саратовской выставке 1899 г. – большой серебряной. Самый большой колокол на заводе Кеменева был отлит для кафедрального собора Казани. Он весил 1575 пудов (больше 25 тонн). Для Александро-Невского собора, Старо-Никольской церкви, Троицкого собора в Саратове были изготовлены колокола весом более 500 пудов, а для Сретенской, Духошественской, Михаило-Архангелькой и Крестовоздвиженской церквей – более 400 пудов. Для церквей Саратовской губернии вылили более 145 колоколов весом более 500 пудов.

География распространения саратовских колоколов очень велика: губернии Европейской части России, Кавказ и Закавказье, Урал, Средняя Азия, Поволжье и Область Войска Донского. 195 колоколов (весом более 50 пудов) звонили по церквям и монастырям этих регионов. Из многих городов и местечек присылали Кеменеву благодарственные отзывы. Прихожане села Курдюм Саратовской губернии на сходе 10 декабря 1907 г. единогласно постановили: «Принести искреннюю сердечную благодарность саратовскому купцу Н.В. Кеменеву за отливку большого колокола, отличающегося сильным, густым и приятным звуком, необыкновенною чистотою и опрятностью, за скорость и добросовестность при исполнении заказа и сравнительно недорогую плату…»

Викарий Самарской епархии, епископ Николаевский Тихон в своем письме Н.В. Кеменеву от 2 февраля 1902 г. отмечал: «При неоднократных за-казах колокола, отлитые на Вашем заводе, всегда отличались превосходным звоном».

Крестьяне села Разъезжее Енисейской губернии, говоря о полученном колоколе, отмечали его внешнюю красоту: форму и безукоризненную чисто-ту работы. Великолепен был и звон колокола: приятный, сильный, чистый, что доказывало изготовление его из доброкачественного материала.

В 1914–1916 г. из-за неудовлетворительного финансового положения пришлось завод передать Анне Васильевне Чирихиной, которая была дочерью Василия Викуловича Гудкова. Как бы предчувствуя недоброе, Чирихина в июле 1917 г. продает завод вместе с дворовым местом крестьянам Рыхлову С.В. и Прохорову П.П.
Порой рассказывают про третий колокольный завод Кутина, затем Чирихиной. Однако третьего завода не было. Путаница вышла из-за того, что Анна Васильевна Гудкова, выйдя замуж в первый раз стала Кутиной, а во втором браке взяла фамилию Чирихиной.

В пользу данной версии свидетельствует и тот факт, что в «Указателе фабрик и заводов» 1887 г. есть только два саратовских колокольных производства – купцов Гудковых, Михаила и Петра Викуловичей, основано в 1816 г., и купчихи Олимпиады Ивановны Медведевой, основано тогда же.

***

В заключение можно сделать вывод: в дореволюционный период Саратов, будучи одним из крупнейших городов Поволжья, становится также одним из ведущих центров колокольного производства в регионе.

Колокольные заводы в городе были основаны и функционировали прежде всего как предприятия, обслуживающие торговые интересы саратовского купечества. Иногда они могли выступать как посредники между благотворителями (спонсорами), за счет средств которых колокола изготовлялись и дарились церкви. Можно даже допустить отдельные случаи дарения колоколов от лица купцов – владельцев завода, хотя у нас таких свидетельств не имеется. Но в целом они функционировали как производственно-торговые предприятия, использующие все современные и доступные на тот момент экономические средства обмена – торговлю в кредит, постоянную торговлю со складов и на ярмарках, изготовление на заказ. Сила традиции русского общества предъявляла высокий спрос на такой, ставший неотъемлемой частью русского православия атрибут, как колокол.

Изготовляемые на саратовских заводах колокола отличались высоким качеством, о чем свидетельствуют используемые при их изготовлении материалы и приведенные выше положительные отзывы.

Юрий Владимирович Ищенко,
директор музея истории СГМУ
им. В.И. Разумовского,
выпускник школы звонарей
Свято-Троицкого собора