К дню рождения Христовой Церкви. Святой Дух, благодать и человеческая свобода

«В мире Богочеловеческой веры две огромные силы обращены друг к другу:  благодать Божия и человеческая свобода. Соединенные верою, они рождают святого человека, разъединенные… делают возможным падение человека до расчеловека» (св. Иустин Сербский).

На 2019 г. приходятся две памятных даты жития преподобного Иустина По́повича (св. Иустин Сербский; 1894–1979) – 125 лет со дня рождения и 40 лет со дня кончины. Святой Иустин известен и почитаем не только на православных Балканах, но и во всем православном мире. В России память его совершается 1/14 июня. К дню рождения Христовой Церкви мы публикуем фрагменты сочинений святого, посвященные этому важнейшему в истории человечества событию. Основная мысль, объединяющая тексты, заключена в словах самого Иустина: «Главный дар Богочеловека миру – Церковь. В ней все дары Троичного Божества».

О преподобном Иустине

Будущий архимандрит Иустин родился 25 марта/7 апреля 1894 г. в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1979 г. (также в день Благовещения), он был неутомимым проповедником, хранителем, защитником православной истины. Применимы к нему слова премудрого Соломона: «свято хранящие святое освятятся» (Прем. 6, 10).

Св. Иустин прославился как выдающийся подвижник и исповедник Сербской Православной Церкви, христианский философ и богослов, соединивший личное благочестие и горячую веру с обширными знаниями. Богословское  образование он получал в России, Англии, Греции; автор многочисленных духовных книг; его «Догматика» стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира.

Будучи преподавателем духовных дисциплин, о. Иустин воспитал множество богословов, будущих священнослужителей, монахов, архиереев; при этом он учил воспитанников не только понимать Слово Божие, но и жить по нему. «Самое драгоценное, чему он нас научил, это любить Христа», – писал один из его учеников. Сам же о. Иустин каждую минуту готов был с радостью отдать за Христа жизнь. За бескомпромиссное исповедание веры он претерпел многие скорби, клевету, гонения – в том числе и от своих. Сбывались на нем слова народной мудрости: «Высокие горы обдуваются многими ветрами».

Архим. Иустин много потрудился на научном поприще в качестве патролога, агиографа, догматиста. Наследие отцов Церкви он изучал и переводил всю свою жизнь, его изложение догматики полностью основано на их учении. «В Церкви лучше  всех мыслят св. отцы, ибо они мыслят Духом Святым… Они – и мерило, и критерий всего православного, евангельского. То, что не от них, что не в их духе – то неправославно… Изучение св. отцов –первое дело православного богослова», – это его слова.

«Догматика Православной Церкви» – фундаментальный труд св. Иустина, над которым он работал всю жизнь. Три тома «Догматики»: Экклесиология, Пневматология и Эсхатология (содержащие православное  учение о Церкви, о действии Святого Духа в Церкви и о конечных судьбах мира) – объединены общим названием «Православная философия истины». Православная – т.е. рассматривающая всё с точки зрения вечности и Богочеловечности. Приобретается эта философия «по Христу» жизнью во Христе, со Христом, в Христовой Церкви.

P.S. Всё написанное прп. Иустином пропущено через призму его собственного опыта – монаха-аскета и святоотеческого богослова.

Из «Догматики»

Церковь – непрерывный Духов день

«Что такое Богочеловек Христос;  что в Нем Бог, а что – человек? Как познается Бог в Богочеловеке, а как – человек? Что Бог даровал нам, людям, в Богочеловеке и с Богочеловеком? Всё это открывает нам Дух Святой – Дух истины (см.: Ин. 16, 13), являя нам всю истину о Нем – о Боге в Нем и о человеке, и открывая нам то, что нам даровано Им. А это то, что неизмеримо превосходит всё, что когда-либо видели глаза человеческие, что уши человеческие когда-либо слышали (1 Ин. 1, 1), что когда-либо приходило на сердце человеку (см.: Ин. 15, 26; 16, 13; 1 Кор. 2, 4–16; Еф. 3, 5).

Своей жизнью в теле  на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое тело, Церковь, и этим подготовил земной мир к пришествию, жизни и деятельности Духа Святого  в теле Церкви как души этого тела. В день святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое тело Церкви и навеки остался в нем как всеживотворящая душа его (Деян. 2, 1–47).

…Духов день, начавшийся в день святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с несказанной полнотой всех Божественных даров и животворных сил (см.: Деян. 10, 44–48; 11, 15–16; 15, 8–9; 19, 6). В Церкви всё совершается Святым Духом: и самое малое, и самое великое… Как в человеческом теле ничто не бывает без души, заключенной в нем, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого… Всякое церковное священнодействие и чинопоследование, служба, Таинства и делание совершается призыванием силы и благодати Святого Духа… “Дух Святой архитектонствует (созидает) в Церкви Божией” (св. Василий Великий).

…На богослужении в Духов день святая Пятидесятница называется “конечный праздник”… Конечный праздник? Да, ибо он объясняет все праздники, все события из жизни Спасителя: Рождество, Богоявление, Благовещение, Преображение, Страсти, Воскресение, Вознесение. Для чего всё это? Ради основания Церкви и спасения мира в ней».

Благодать

«Своей Богочеловеческой жизнью и трудами на земле Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого от греха, смерти и диавола. Но чтобы человек стал участником этого спасения, он должен соединиться с Самим Спасителем. Духовное же соединение… со Спасителем требует борьбы человека со всем тем, что удаляет его от Спасителя… человек должен победить в себе всё греховное, смертное и бесовское. Но эту победу человек не может одержать только своими человеческими силами без помощи Божией. Помощь же Божия, которую человеку благодаря его вере в Богочеловека подает Бог Дух Святой в виде Божественных сил, называется благодатью… Вечная благодать Божия тождественна со славою Преображения и светом, осиявшим апостолов на горе Фавор, она же есть та сила Духа Божиего, которая в виде огненных языков излилась на апостолов в день Пятидесятницы… “Благодать и в Пятидесятницу, и ныне – одна и та же” (св. Иоанн Златоуст).

…Дух Святой всегда обитает в Церкви и Своей благодатною силою освящает и спасает всех истинных членов Церкви. Ибо, по слову св. Иринея, “где Церковь, там и  Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать”… Разумеется, в освящении человека участвуют и Бог Отец, и Бог Сын, ибо в Церкви всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. “Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом” (св. Афанасий Великий).

…Наше спасение, или наше обогочеловечение, есть не что иное, как наше непрерывное облагодатствование. В Церкви и Церковью благодать – безбрежный океан Божественных, Богочеловеческих, обогочеловечивающих, охристовляющих, отроичивающих сил, энергий, которые непрерывно действуют и творят в Богочеловеском организме. Богочеловек Христос, Который есть Церковь, даровал нам все Божественные силы, необходимые людям для жизни и благочестия в обоих мирах (см.: 2 Пет. 1, 3–4; 1 Кор. 1, 24; 2, 4–5)».

Богочеловеческое правило

«Если Дух Святой имеет Свое земное житие, Свою земную историю, то это “Деяния апостолов”. Ибо “Деяния апостолов” – это и есть первая история Церкви… ведомой и руководимой Духом Святым. В них показано, как человеческий дух вживается, сожительствует и соработает с Духом Святым… При этом основное Богочеловеческое правило жизни: изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28). Мы, люди, всегда на втором месте, а Бог – на первом… всегда так и никогда наоборот. Никогда: сначала я, потом – Бог. Ибо это девиз всякого демонизма и всякого легкомысленного гуманизма».

Человеческая свобода

«Перед Богочеловеком  и как Личностью, и как Церковью стоит человек со своей боголикой природой. Созданный боголиким, человек обладает боголикой свободой. Эта свобода имеет колоссальный, неизмеримый масштаб. По своей свободной воле человек может даже и Бога отвергнуть и принять диавола… Может стать и “богом по благодати”, но и диаволом по свободному произволению. Естественно и богомудро употребляемая, свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Богом, злоупотребляемая – она приводит человека к диаволу и соединяет с диаволом. История рода человеческого – красноречивое тому свидетельство.

…Нет сомнений, главное отличие человеческого существа – свободная воля человека. Даже сам диавол не может принудить человека ко злу, он лишь может предлагать ему разное зло. Точно так же и Бог не принуждает к добру свободную волю человека. Человек свободен выбирать между Богом и диаволом, между добром и злом, между жизнью и смертью… “Ибо у Бога нет насилия, во власти человека не повиноваться Богу и не делать добро, но это причиняет ему немалый вред и зло” (св. Ириней Лионский). Вся спасительная премудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Христа».

Благодать и добродетель

«”Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа” (св. Симеон Новый Богослов). Господь Христос наделяет каждого благодатью по его труду (1 Кор. 3, 8; 15, 10; 2 Кор. 6, 1; 11, 23): по труду в вере, любви, милосердии, молитве, бдении, кротости, покаянии, смирении, терпении и в остальных святых евангельских добродетелях… Наше дело – трудиться, подвизаться в добродетелях, дело Спасителя – подавать нам благодать спасения и обожения… Церковь – Богочеловеческая мастерская, в которой люди с помощью святых Таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются… обоживаются, преображаются в боголюдей по благодати, в богов по благодати».

Тайна христианской жизни

«Самой природой своего существа человек призван одновременно жить в двух мирах: на земле, ибо тело его из земли, и на небе, ибо его душа с неба. Вот тайна христианской жизни: на земле христиане живут небом; ступая по земле, они ведут небесную жизнь. Как? Живя Господом Христом… Воплотившись, Он принес людям правила и силы небесной жизни и всё это сохранил в теле Своем – Церкви. Поэтому, хотя жительство христианина и проходит на земле, живет он на небе по небесной Истине, небесной Правде, небесной Любви – по Богу и Господу нашему Иисусу Христу… Наша небесная жизнь начинается здесь, на земле, чтобы… продолжаться на небесах.

…Христианство – это жительство Христом. Каждый христианин переживает это, но по мере своей ревности… Не говори: не могу, я слаб. А как могло столько христиан в течение стольких веков до тебя, да и сегодня вокруг тебя? И они люди, из того же материала, что и мы. Нам недостает решимости и веры. Если мы их проявим, то обретем силы для восприятия Христа. Вот же они – в изобилии в Церкви Его для каждого из нас. Всегда в изобилии, как во дни святых апостолов… так и в наши дни».

Подготовила Людмила Кузнецова, 16 июня 2019 г.