Из истории трезвеннического движения

Рассказывает Владимир Ильич Вардугин, писатель, публицист, редактор газеты «Вопреки» Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья.

В 1859 г. в семнадцати губерниях России, от Ковенской до Саратовской, началась необычная война: жители сел и городов на сходах приговаривали к выселению из своих пределов любого алкоголя. Духовенство поддерживало стремление народа к трезвости. Увы, правительство встало на сторону винозаводчиков, и трезвеннические бунты были подавлены силой оружия. Священный Синод запретил батюшкам создавать при храмах общества трезвости.

И всё же в 1880-х гг. здравый смысл возобладал: власти разрешили сходам на местах решать – «пить или не пить», и вскоре во многих селах были закрыты винные лавки. Идеи трезвости вновь стали проповедоваться с амвона. История сохранила имена священников, потрудившихся для торжества трезвости. В селе Калдино нынешнего Федоровского района Саратовской области при храме во имя Михаила Архангела в 1880–1900 гг. возглавляли общество трезвости священники Николай Аксенов, Евгений Островидов, Михаил Воинов, диакон Александр Поспелов.

На другом конце губернии на рубеже веков к трезвости вели свою паству священники Венедикт Меликов (в г. Балашове) и Иван Питаевский (в селе Самойловка Балашовского уезда).

В Саратове 18 марта 1894 г. Общество трезвой и улучшенной жизни создал православный публицист, издатель журнала монархической направленности «Братская помощь» Прокопий Адрианович Устимович (1838–1899). Действительный статский советник, Устимович не гнушался входить в дома бедняков, оказывая им помощь (и деньгами тем, кто не мог работать, и устраивая на работу трудоспособных), не мог равнодушно смотреть на пьянство своих соотечественников. Он сплотил интеллигенцию в борьбе не только за трезвость: члены его общества обязывались не пить и не курить самим и агитировать других бороться против сквернословия, грубого обращения с детьми и животными, против роскоши, ношения драгоценных вещей, фальсификации съестных продуктов, уличной подачи милостыни, против праздничной торговли, почему члены Общества обязывались в воскресенье и в праздничные дни не покупать ничего съестного в магазинах, кроме необходимых съестных продуктов (последний пункт обуславливался убеждением Прокопия Адриановича: шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу).

Вероятно, такая высокая планка оказалась не под силу многим его соратникам, и Устимович через полтора года уехал в Курск, с горечью заметив, что Саратову «не по Сеньке шапка», а его дело отрезвления народа продолжили призванные им на борьбу соратники.

Кроме Общества трезвой и улучшенной жизни (после Устимовича оно сосредоточилось на открытии культурных чайных, организации лекций и содержании городского драмтеатра, на сцене коего давалась назидательные спектакли, противоалкогольные в том числе) в Саратове стали возникать и общества трезвости при многих храмах. Достоверно известны имена поборников трезвости из числа священников: Лев Владыкин, Сергий Ильменский, Дьяконов, Платонов, Протоклитов, Иван Широкинский, Константин Рудянский, Ледовский. Активно действовали Христорождественская дружина, Христианское православное общество трезвости, Общество ревнителей православия. Последнее, учрежденное Преосвященным Алексием, епископом Саратовским и Вольским, состояло из приходских обществ под председательством настоятеля храма, коему вменялось в обязанность привлекать в Общество «мирян, известных своею преданностью Православной Церкви и своею трезвою и честною жизнью».

Активно пропагандировали трезвость священники и проповедями в чайных. Так, при братстве Святого Креста действовала чайная на Верхнем базаре (сейчас на том месте комплекс зданий правительства Саратовской области), газета «Волга» в 1913 г. публиковала репортажи с тех лекций, читанных священниками Николаем Рахинским (лекция «Смерть пьяницы»), Константином Руднянским (беседа «О вреде пьянства»), А. Бедняковым (прочитал антиалкогольный рассказ «Голубчик! Еще рюмочку»), А. Протоклитовым (беседа о вреде пьянства).

В отрезвление России в начале ХХ в. (в 1914 г. в Российской Империи ввели значительные ограничения производства и продажи спиртных изделий, получивших название «сухого закона») саратовское духовенство, православные миряне внесли существенный вклад. Опыт работы приходских обществ трезвости Саратовской губернии может пригодиться и ныне для современных обществ трезвости при храмах.

Владимир ВАРДУГИН, редактор трезвеннической газеты «Вопреки», 20 ноября 2018 года