История Троицкого собора

094
Собор в XIX — начале XX в.

Саратов — старинный поволжский город. История его, как и многих других русских городов, начиналась с возведения храма. Наши предки, переезжая на новое место, в первую очередь призывали благословение Божие, в соборной молитве испрашивали помощи в нелегком деле освоения земель нашего необъятного Отечества.Проникая в душу и сердце, звучит радостный колокольный звон, созывающий горожан на службу в Свято-Троицкий собор. Знакомой дорогой спускаемся к Волге, и взору предстает удивительный по красоте храм.

Этот собор, известный не только жителям города, но и многочисленным гостям, является символом Саратова. Ведь именно его возвели в 1689 г. жители на главной площади небольшого тогда еще города, переселяясь из левобережья на правый берег Волги. В Троицкую церковь были перенесены две особо чтимые саратовскими поселенцами иконы. Одна из них, список с фрески Спаса Нерукотворенного учеников преподобного Андрея (Рублева), была привезена московскими стрельцами из Троице-Сергиевой Лавры и стала для нового града и храма благословением преподобного Сергия. Другая – список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Архитектура собора – настоящая летопись церковного искусства, сочетающая в себе черты различных стилей. Барокко и деревянное русское зодчество, классицизм и традиционная храмовая архитектура – все нашло здесь свое воплощение. И это не случайно, ведь на протяжении нескольких столетий храм восстанавливался, достраивался людьми, жившими в разные эпохи. Каждое поколение вносило что-то свое в облик «старого собора», но одно оставалось неизменным – любовь и бережное, благоговейное отношение к святыне.

Однако Свято-Троицкий собор является не только памятником архитектуры. Он хранит память о многих поколениях верующих, возносивших здесь молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которыми всегда была богата история России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое Богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Викарный епископ Вольский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе был начат серьезный ремонт собора в начале XX века, и настоятель протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества.Служили здесь и другие известные и любимые саратовцами Владыки, в том числе епископ Вениамин (Милов), епископ Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).

Храм посещали и представители царской фамилии. В 1722 году Саратов проезжал Петр I. Согласно городскому преданию, он не оставил без внимания собор, где в то время заканчивали строить колокольню.

img585
Панорама Старособорной площади. На переднем плане — здание Гостиного Двора (кон. XIX в.)

В 1863 году собор посетил наследник всероссийского престола Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. Великий князь был за Божественной Литургией и приложился к образу Спаса Нерукотворенного.

С 1934 года по 1942 год храм был музейным хранилищем. Советская власть стремилась доказать, что вера, Церковь – это «преданье старины глубокой». Однако Промысел Божий внес свои коррективы в решительные планы «воинствующих безбожников». В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и центром сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. И те люди, которые недавно глумились над святыней, разрушали храмы, приходили в собор, не стесняясь всенародно исповедовать свои грехи. Но еще долгие годы верующие становились объектом насмешек, издевательства, скрытого и явного преследования. И только в конце восьмидесятых годов Церковь наконец перестали преследовать, изменилось отношение со стороны государства.

В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Богослужение в Саратове, в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Кроме упоминавшихся образа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери, сохранившихся до сегодняшнего дня, в соборе пребывают образы Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. По благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина была восстановлена первозданная риза на мощевик.

Однако Свято-Троицкий собор — это не только богатая история и свидетельства о былых подвижниках. Это еще и люди, которые сегодня приходят сюда, чтобы раскрыть свои сердца, укрепиться в вере, прикоснуться к Божественной благодати. На страницах нашей газеты мы хотели бы рассказать вам о тех, кто служит, молится в Свято-Троицком соборе в настоящее время. Мы спросим, как пришли они именно в этот храм, что значит он в их жизни и каким видится его будущее.

Виктория Ракицкая