Еще раз об огласительных беседах

str4-1О необходимости оглашения перед Крещением и писали, и говорили неоднократно. Однако и до сих пор многие из желающих креститься или стать восприемниками (крестными) относятся к огласительным беседам лишь как к досадной задержке на пути ко Крещению. Как сказал священнику один из крестных: «Батюшка, для того, чтобы совершить этот обряд (?!), Вы слишком много от нас требуете – ведь мы, в отличие от Вас, свою жизнь с Богом не связывали». Такое абсолютно ошибочное заключение, сделанное человеком взрослым, крещеным, к тому же собирающимся стать крестным, а также то, что этот случай не единичный, дает нам повод еще раз вернуться к вопросу о необходимости подготовки перед Крещением и недопустимости Крещения формального – без подготовки. А тем, кто уже крещен, но до сих пор не знает – во что, зачем и на каких условиях – посоветовать не пребывать и далее в этом небезопасном неведении. Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным), проводящим огласительные беседы.

– Отец Паисий, напомните, пожалуйста, вкратце, что такое огласительные беседы и зачем они нужны?

– Необходимость «научения» перед Крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. (Мф. 28,20).

Поэтому оглашение (или катехизация) как обучение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется.

– Как проводится оглашение в нашем соборе?

– В виде четырех огласительных бесед, продолжительностью 1,5–2 часа каждая.

На первой беседе я выясняю в первую очередь уровень, скорее, не знаний, а осведомленности присутствующих о вере, о Боге, о жизни земной и жизни будущего века, о смысле жизни и назначении человека, о грехе и добродетели и т. п. Остальная часть беседы посвящена изучению Символа веры с подробным разбором и объяснением каждого его члена с учетом результатов начала беседы. В конце беседы – вопросы и ответы.

На второй беседе – вначале закрепление знаний по Символу веры, затем – рассмотрение схемы богослужения Таинства Крещения с объяснением всех его моментов. И в заключение – об обязанностях крещаемых, восприемников и родителей.

– Отец Паисий, что, по-Вашему, является главным из того, что человек должен знать перед Крещением?

– Человек, приступающий к Крещению, должен иметь твердую уверенность в бытии Бога, знать и исповедовать Символ веры, уметь его объяснить. В частности, он должен знать, что наша жизнь в вечности может быть в блаженстве и общении с Богом – и в этом заключается наше спасение, к которому мы должны стремиться, или в вечных адских мучениях, в общении с сатаной. Знать, что путь ко спасению открывается только через Крещение.

Человек должен осознать ту огромную ответственность, которую он принимает на себя в Крещении. Крещение – это личный завет о спасении между каждым человеком, произволяющим спастись, и Богом. Человек дает Богу обещание оставить следование греху, злу, пороку и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. А Бог возрождает человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дает ему для нее благодатные силы. Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Крещение – лишь начало пути, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой: со своими грехами, страстями, пороками; путь духовного совершенствования, богоуподобления. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

– Как быть, если человек хочет принять Крещение и сказать: «Ну, слава Богу, наконец-то я православный», – а изменять свой образ жизни не собирается?

– Человек, который не собирается идти по указанному выше пути, креститься не должен. Иначе после Крещения он окажется в положении воина, принявшего присягу, но воевать отказавшегося.

Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению.

И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть крестным. И это естественно – человек делает свой сознательный выбор. А вот люди, которые ищут обходных путей, чтобы покреститься без огласительных бесед, наносят вред прежде всего самим себе, а крестные – еще и своим крестникам.

– Многие из пришедших для записи на Крещение хотели бы обойтись без бесед, мотивируя это тем, что «и так всё знают», а также тем, что «совсем нет времени». Так ли это на самом деле?

– Ну, относительно «и так всё знают» – это, конечно, большое преувеличение. Уровень знаний большинства приходящих , мягко говоря, невысок. Как правило, люди верят, что «Бог есть», и считают, что Он у них «в сердце». В какого Бога и как верят – этого объяснить уже не могут. Многие считают Христа человеком, хотя и великим, а к Троице относят Бога, Богородицу и Николая Чудотворца.

Что касается «отсутствия времени» – хорошо, если в результате бесед у кого-то появится повод задуматься о своих жизненных приоритетах, о том, на что и как мы тратим время земной жизни, данное нам Богом. Господь говорит: Ищите прежде Царства Божия (Мф. 6, 33). Но у человека иная шкала ценностей. Он мало что делает «ради единого на потребу».

Наш собор расположен рядом с Волгой, и каждое лето можно наблюдать, как с туристических теплоходов в него прибегают запыхавшиеся люди. Попутно выясняя местонахождение «Пешки» и Крытого рынка, они просят немедленно их покрестить, т. к. через час теплоход отправляется дальше.

И никому из них не кажется странным желание покреститься на бегу, «между делом», низводя великое Таинство (могущее совершиться лишь раз в жизни) до уровня дел будничных, каждодневных, суетных. А в результате получаем то, о чем в 90-х с горечью говорил известный саратовский протоиерей Георгий Лысенко: «Крестим тысячами, а где они?»

– Как воспринимают информацию люди, пришедшие на беседы?

– По-разному. Для одних она является буквально откровением. Они говорят, что никогда ничего подобного не слышали. Такие люди остаются после беседы, чтобы расспросить о чем-то подробнее, задать интересующие их вопросы, просят назначить время для разговора с их близкими. Другие менее активны, их нужно расшевелить, зацепить каким-то образом «за живое». Возможно, для кого-то из присутствующих беседы будут побудительным толчком к дальнейшему познанию веры. Для этого сейчас есть все условия.

– Во время совершения Таинства отличаются ли люди, прошедшие огласительные беседы, от тех, кто ранее крестился без бесед?

– Отличаются, и очень заметно. И прежде всего пониманием огромной важности всего происходящего. Они ведут себя не как статисты, стоящие с мыслью «Скорей бы это всё кончилось», а как участники Таинства. Они уже не улыбаются в момент отречения от сатаны, т. к. теперь им это не кажется забавным; торжественно и сосредоточенно сочетаются со Христом; не искажают при чтении Символа веры. Они не станут уговаривать священника покрестить их окроплением или обливанием, т. к. уже знают смысл полного по-гружения в купель. Важным моментом является и то, что накануне Крещения они исповедуются и осознают необходимость этого. Да и просто ко всему они относятся совершенно иначе. Это вроде бы те же люди, но одновременно уже и другие. Они знают и всем своим существом ощущают, что в их жизни совершается сейчас Таинство – великое и неповторимое.

– Отец Паисий, могут ли на беседах присутствовать родители?

– Я бы сказал, что это необходимо, т. к. в любом случае главная ответственность за детей лежит на родителях. Практика же показывает, что они не понимают, не говоря уже о прочем, даже смысла, цели Крещения. Бывают курьезы, когда родители просят крестить ребенка вторично, потому что в первый раз «получились плохие фотографии».

Ситуация осложняется тем, что в наши дни бывает непросто найти восприемника не только воцерковленного, но и просто верующего. Один из крестных в ответ на вопрос священника, осознает ли он свою ответственность пред Богом, выдвинул встречный вопрос: «А он есть, Бог-то?» Безусловно, люди, отрицающие бытие Бога, не могут быть допущены ни к Крещению, ни к восприемничеству. Для остальных выход один – и родителям, и крестным приходить на беседы и воцерковляться далее вместе с детьми.

И если беседы станут для них хотя бы маленьким шагом навстречу Богу, жалеть об этом не придется. Ведь говорят, что если человек делает к Богу один шаг, то Бог делает ему навстречу десять шагов.

– И последний вопрос: отец Паисий, что Вы хотели бы пожелать всем участникам огласительных бесед?

– Больше спрашивать, не бояться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми… Ведь цена тех вопросов, которые мы рассматриваем на огласительных беседах, очень высока. Это в прямом смысле вопросы жизни и смерти – вечной жизни с Богом или вечной смерти без Бога.

Напоминаем время встречи: понедельник и четверг, 18.00. Здание воскресной школы собора. Необходимо пройти 4 беседы. Начинать с понедельника. Мы ждем вас и будем вам рады.

Беседовала Людмила Кузнецова