Дыхание русской святости

poezdka1 Поездку эту мы ждали долго, несколько недель проведя в радостном предвкушении праздника. И вот, наконец, настал этот вечер. У всех приподнятое настроение. Немного волнуясь, собираемся в помещении крещальни, где настоятелем Свято-Троицкого собора иеромонахом Пахомием будет отслужен молебен перед дорогой. В этом ему поможет любительский хор нашего собора. Отец Пахомий читает молитвы, прося помощи Божией в дороге, говорит несколько теплых и напутственных фраз, и мы идем к автобусу.

Разместившись в автобусе, мы поем тропари.В первую очередь, конечно, святителю Николаю —покровителю всем путешествующим, а затем святым, поклониться которым мы едем: благоверным князьям Петру и Февронии, святому Андрею Боголюбскому, а также Владимирской и Боголюбской иконам Пресвятой Богородицы. Молитвенное пение настраивает нас на паломничество, заставляет глубже прочувствовать смысл этого путешествия.

На протяжении всего пути отец Пахомий рассказывал нам о храмах и монастырях Владимира, Суздаля, Мурома. Но не только настоятель помогает нам вспомнить историю нашей Родины. Прихожане также подготовили доклады и дополняют его рассказ. Эти рассказы помогают нам мысленно перенестись в древнюю, еще домонгольскую Русь.

Ранним утром мы приезжаем в Муром — один из древнейших русских городов, расположенных на берегу Оки.

Небольшой провинциальный городок с множеством монастырей и храмов предстает перед нами во всей своей красе. Ощущение сказки, стерлись границы времени. Ступаешь на землю, по которой ходили наши предки много столетий назад, и ощущаешь себя частичкой истории.poezdka2

Наше паломничество начинается со Спасо-Преображенского мужского монастыря. Там находится чудотворная икона «Скоропослушница» и частица мощей святого Ильи Муромца в художественной раке. Мы прикладываемся к святыням и слушаем рассказ отца Пахомия о внутреннем убранстве старинных храмов. Поводом для увлекательной лекции становятся стасидии, которые мы увидели в храме монастыря.

Затем мы отправляемся в Свято-Троицкий женский монастырь поклониться мощам святых благоверных князей Петра и Февронии, покровителей христианского брака. С надеждой и верой мы просим у этих угодников Божиих молитвенного предстательства за нас и наших близких. Очень хочется, чтобы в наших семьях также царили мир и любовь,а супружество было благочестивым и целомудренным, как у святых Петра и Февронии.

Далее мы отправляемся в Благовещенский мужской монастырь, где находятся мощи крестителя Мурома князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора. Особенное впечатление производит икона Страшного Суда, заставляющая задуматься о том, сколь быстро проходит жизнь человеческая.

poezdka3Хотя времени у нас очень мало, мы успеваем посетить и Муромский музей, где можно познакомиться с экспозицией древнерусских икон. Благодаря кропотливой работе музейных работников здесь сохраняются очень редкие иконы, древний Сретенский Крест, восстановленный покров с мощей святых Петра и Февронии.

После трапезы в гостеприимном Спасо-Преображенском монастыре, мы отправляемся во Владимир. Знакомство со старинным гордом начинается с Дмитриевского собора – одного из самых ярких и выразительных памятников русского средневековья. Здание поражает своим необычным обликом. Резьба по белому камню придает ему сказочный, неземной вид. В соборе мы поем величание великомученику Димитрию Солунскому. И отправляемся в Успенский собор необычайной красоты. В этом соборе, славном своей многовековой историей, почивают мощи нескольких святых угодников, находится множество старинных икон.

Несмотря на усталость, мы успеваем еще посетить Свято-Успенский Княгинин женский монастырь. Насельница обители рассказывает нам историю монастыря. Мы молимся у чудотворного образа Божией Матери Боголюбской и мироточащего образа святого великомученика Пантелеимона. Тепло и уютно на душе, совсем не хочется покидать гостеприимную обитель. Совместная вечерняя трапеза, общая молитва позволяют понять, что ты среди близких, родных людей, а собор давно уже стал твоим домом.

А в воскресение нас ожидали посещение Суздаля, с его древними монастырями, храмами и тихими улочками, словно вышедшим из прошлых столетий. И, конечно, приехав на Владимирскую землю, мы не смогли не посетить один из самых поэтичных символов белокаменной Руси – храм Покрова на Нерли. Последним местом нашего паломничества стало Боголюбово: ранее резиденция князя Андрея Боголюбского, а теперь женский монастырь. Именно здесь остановились кони, везущие чудотворный Владимирский образ Богородицы, а сама Пречистая явилась князю в тонком сне, повелев сделать столицей именно Владимир, а не Ростов.

Незаметно пролетели два счастливые дня, проведенные на владимирской земле. Но теперь факты из учебников истории обрели живое дыхание русской святости.