Достойнейший пастырь

Священник Николай Герасимович Скопин
Священник Николай Герасимович Скопин

Многие саратовские священнослужители оставили свой след в истории Саратовского края. В начале 19 столетия самым известным из них был клирик, а затем и настоятель Троицкого собора, благочинный, ректор Саратовского духовного училища протоиерей Николай Герасимович Скопин.

В музее Троицкого собора хранятся копии 2-х страниц из «Книги обысков брачных Троицкого собора» (венчальной книги) 1819 г. (ныне хранится в фондах СОМК) с записью о венчании лейб-гвардии гусарского полка штаб-ротмистра Е.И. Пашкова, 24-х лет, с дочерью Саратовского гражданского губернатора О.А. Панчулидзевой, 17-ти лет от роду. Здесь же – копия разрешения на этот брак генерала от инфантерии графа Толстого от 3 сентября 1819 г., данного им своему адьютанту, лейб-гвардии гусарского полка, штаб-ротмистру Пашкову по поданному им рапорту с просьбой на брак. В конце мы видим автограф Н.Г. Скопина: «Сей брак венчал протоиерей Скопин».

Отца Николая можно по праву назвать первым историком Саратовской епархии. В 1891 г. Саратовская ученая комиссия (СУАК) выпустила 1-й том «Саратовского исторического сборника в память 300-летия Саратова», в состав которого, в частности, вошел дневник Николая Герасимовича Скопина, сохранивший на своих страницах воспоминания о первых трех десятилетиях епархиальной жизни, о первых Саратовских архипастырях, о храмах, построенных в Саратове в начале 19 столетия, о многих выдающихся событиях этого времени.

О. Николай был просвещенным, образованным человеком, отличался весьма благочестивым образом жизни, свободно владел греческим и латинским языками, знал французский, армянский, калмыцкий, татарский языки, известен был в Саратове своими замечательными проповедями. Он был знаток поэзии, сам писал стихи, имел знания в области права и политики. Благодаря своей эрудиции Н.Г. Скопин был «положительно головою выше не только городского духовенства, но и всей, жившей тогда в Саратове, интеллигенции».

Родился он в Саратове, в 1767-м г. (отец его, Герасим Алексеевич, священник при саратовской церкви во имя св. Сергия Радонежского, также вел дневник, сохранивший важные для истории сведения и изданный в том же сборнике), закончил Астраханскую семинарию и Московскую духовную академию. С 1795 г. он – член Астраханской консистории и учитель обращающихся в христианство иноверцев. В Астраханской семинарии Н.Г. Скопин прослужил 17 лет, преподавая в ней богословие, греческий язык и философию. В 1806 г. Николай Герасимович был определен к саратовскому Троицкому собору, в котором прослужил 20 лет. В Саратове О. Николай был благочинным, первым ректором Саратовского духовного училища и ректором мужского уездного училища, являлся директором Саратовского отделения Библейского общества, членом Строительной Комиссии Спасо-Преображенского монастыря. Начало саратовского протоиерейского служения о. Николая было отмечено высокими церковными наградами: в 1808 г. Скопин от императора Александра 1 был награжден наперсным крестом, а в 1809-м г. – палицей – наградой в те времена чрезвычайно редкой для провинциального духовенства. Среди наград был у него и Орден св. Анны 2-й степени, дававший право на дворянский паспорт.

Записи по истории местного края велись О. Николаем с 1794-го по 1826 гг. и составили два его материала в летописной форме под названием «Записки дневные о делах и вещах достопамятных» и «Журнал для записи деяний и иных поступков до духовного причта Саратовского касающихся». Много интересного мы черпаем из его дневника о событиях, имеющих отношение к Троицкому собору.

Саратовская часть «Записок…» начинается с 1808 г. Скопин постоянно вращался в высших чиновничьих кругах Саратовской губернии во главе с губернатором А.Д. Панчулидзевым, который оказывал Николаю Герасимовичу особое внимание. С большим уважением Н.Г Скопин пишет о О.П. Козодавлеве, сенаторе, присланном в помощь городским властям в связи с эпидемией чумы в Саратове в 1808 г. О. Николай отмечал внимание О.П. Козодавлева к церковным нуждам Саратова: «Благочестие его и любовь к Богу всегда понуждали присутствовать в храме Божием. В день 25 марта (1808 г.) он был в церкви соборной (в Троицком соборе), увидел не очень достаточное облачение и поэтому решился написать к Государю о доставлении полной соборной ризницы для украшения ея. Сие тотчас исполнилось. Император приказал из общей товарной оную устроить, и сия-то ризница прислана и освящена 17 января 1809 года» Освящение ризницы, «всемилостивейше пожалованной от государя Александра Павловича», Скопин называет «великим торжеством в Саратове… Сия ризница наделала шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видал». Речь идет об облачениях для священников из «крещатого» бархата, подробно описанных у В.П. Соколова в книге «Саратовский Троицкий собор» 1904 г. и, к сожалению, не сохранившихся.

Подробна запись в дневнике о пожаре 1811 г., испепелившем Саратов. 21 июля Н.Г. Скопин с великой скорбью записал: «Сей день был несчастнейший для Саратова. Пожар, случившийся в оный, истребил лучшую часть города. Свирепство пожара было столь велико, что и каменные дома с железными затворами горели… Убыток неисчислим… Священно- и церковнослужителей осталось безвредных только при Покровской и Сергиевской церквах, прочие все лишились домов своих. Грех ради наших наслал Бог казнь сию. Надобно переносить с терпением». При этом О. Николай тоже лишился дома, а благодаря его распорядительности во время пожара был спасен Троицкий собор и в нем церковного имущества на сумму в 50 000 руб.

Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали все приезжие знаменитости, царственные особы, в нем служились молебны по случаю значимых городских событий, на которых обязательно присутствовали губернатор и другие высокопоставленные чиновники, цвет саратовского дворянства и купечества. Вот характерная запись в «Дневнике» Н. Скопина в связи с кончиной императрицы Екатерины II: «По повестке все собрались в Соборе: духовенство, губернатор и дворянство всё, и купечество и черни великое множество, – и читан был манифест, чтоб в верности присягали императору и его наследнику, цесаревичу Александру Павловичу…» Или в 1818 г.: «В сей день заложен был в Саратове на пешей площади гостиный двор между Собором и Никольской церковью. Церемония была следующая: был ход из Собора и служился молебен с водоосвящением. Потом учинена закладка и сказано многолетие Государю и гражданам».

В своем дневнике О. Николай очень мало пишет собственно о себе и своей семье; часто он размышляет на темы общечеловеческие, высказывая мнение истинного христианина и духовного пастыря: «Жизнь дарована нам как МИЛОСТЬ и как ДОЛЖНОСТЬ; счастие есть милость, а терпение несчастий есть должность. Получив милость, не имеем мы права отказываться и от должности. Будем любить и терпеть наше бытие. Будем себя любить из пользы другим, а других любить из пользы себе».

В другом месте отец Николай, раздосадованный поведением своих земляков, с горечью восклицал: «О граждане, граждане! Живете только для одних себя и наполняете карманы деньгами для наследников, по большей части недостойных мотов и пьяниц! В вере нет союза, в общежитии нет союза. Что ж за люди населяют город?»

Наблюдая нравы горожан в течение своей долгой пастырской деятельности, отец Николай констатировал в 1817 г.: «В людях не видел я перемены – они более погружались в неправду, суету, гордость, удаление от Бога. Кажется, род человеческий чем старше, тем бесчеловечнее. Однако велико долготерпение Божие к смертным; а к нам, грешным россам, благоволение – в сем году государь император заложил Собор во имя Спасителя в Москве… в память изгнания из оной в 1812 году французов. Церковь удивительно великолепная!.. Слава Богу! Слава Россам!»

Часто упоминает О. Николай о читанных им проповедях, к которым он тщательно готовился. Запись от 1-го марта 1808 г.: «Служил преосвященный Гаий в соборе. Стечение народа было очень великое. Я сказал проповедь о том, чтобы граждане успокоились, видя попечение государя о прекращении болезни (чумы). Тема была: “Возстани и ходи”. Сие взято из Евангелия, читанного во вторую неделю Великого Поста…» О прекращении чумы в городе Скопин пишет: «Сенатор содействовал весьма много к прекращению чумы. Уже 12-го числа марта отперли и город. Народ почти со слезами услышал таковую весть. Бежал опрометью к заставам, и въезжал, а другой выезжал вон из города. Радость была всеобщая… Я в сей день, яко торжественной, сказывал проповедь из темы: “воздадите Божия Богови и кесарева кесареви”… Бог знает! Не все же льстят… Говорят, что понравилось… Но не сие нужно, а то, чтоб она принесла пользу сердцу».

Всё, происходившее с ним, Скопин воспринимал как волю Божию. «Нельзя прожить на свете без какого-либо несчастия. А может быть, я наказан за вины, коих я по сродному всякому человеку люблению признать не мог. Ибо забылся и заблудился. Признаю себя пред Богом всегда винным и прошу призреть на все слабости мои милосердно».

Будучи абсолютно честным человеком, Н.Г. Скопин «в денежном отношении бедствовал всю свою жизнь. Из церковной казны, которой мог распоряжаться бесконтрольно, не брал ничего, и, уходя в мир иной, он оставил своей жене и пятерым детям в наследство 1 рубль 50 копеек деньгами, небольшой каменный домик и честное имя». В 1830-м году у него случился паралич ног и языка, и в таком положении он прожил еще 5 лет. Скончался протоиерей Н.Г. Скопин 26 января 1836 г. Он был похоронен в Спасо-Преображенском мужском монастыре, под главной церковью, на месте, предназначенном для погребения высших духовных лиц города Саратова.

При подготовке материала была использована статья Е.Н. Ардабацкого «Священник Николай Герасимович Скопин – церковный летописец Саратова первой четверти 19 века»

Ирина Воронихина