Догматы истинной веры: объяснение Символа веры

str2-2Символ веры – краткое, но точное изложение того, во что веруют православные христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение. Знать и понимать его должен каждый верующий, чтобы правильно и осознанно содержать свою веру. Вместе с тем знакомство с православной догматикой полезно и для любого человека вообще, у которого рано или поздно появляются вопросы о смысле жизни и смерти, о том, кому или чему все существующее обязано своим первоначальным происхождением. Полный и совершенный ответ на эти вопросы дает христианство в своих догматах.

1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Символ веры разделен на двенадцать членов и содержит в кратком виде учение Божественного Откровения о Боге в Самом Себе и в Его отношении к внешнему миру – как Творце, Промыслителе, Спасителе и Совершителе судеб мира. Сегодня мы рассмотрим часть 1-го члена Символа веры, в которой говорится о Боге и Его свойствах.

Верую…

Символ веры начинается словом «верую», которое относится не только к началу, но и ко всему содержанию Символа. Верую – значит принимаю на веру, считаю содержание Символа истиной, согласной со Свщ. Писанием. Через веру мы обретаем религиозное знание о том, чего не можем видеть и познать силой собственного разума – о невидимом Боге, об отношении Его к миру и человеку, об ангельском мире, о Будущей жизни и т. п. «Престанем опираться на слабый разум наш… этот хрупкий жезл; приступим с верою к учению Божественного Откровения: вера усваивает человеку познания, вполне превысшие его силы», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Веровать в Бога – значит иметь уверенность в Его бытии и сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого. Ближайшим действием сердечной веры является ее исповедание. Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся правой веры, и притом с такой твердостью, что ничто не может нас заставить отречься от веры в Истинного Бога. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуются во спасение (Рим. 10, 10), – учит ап. Павел.

Неисчислимые блага дает человеку вера, соединяя его с источником всякой жизни и силы – Богом. «Вера есть ключ к сокровищнице Божией», – пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский.

О Боге и Его свойствах

Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде. Свт. Василий Великий

О единстве Божием. Символ веры говорит не просто о вере в Бога, но о вере в единого Бога. Догмат о единстве Божием, один из основных догматов христианства, отвергает ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. Идеей монотеизма (единобожия) преисполнено все библейское повествование. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бозе инии разве Мене (Исх. 20, 2–3). Это первое свидетельство Бога о Самом Себе и первая заповедь Божия, данная людям в ветхозаветные времена. Никтоже Бог ин (иной), токмо един (1 Кор. 8,4), – свидетельствует и Свщ. Писание Нового Завета. По словам прп. Иоанна Дамаскина, то, «что Бог один, а не много богов, не подвергается сомнению со стороны верящих Свщ. Писанию».

Сама идея полноты и совершенства Бога не позволяет мыслить о нем иначе как о едином. «Если Бог не один, то нет Бога», – пишет церковный писатель Тертуллиан. Иначе говоря, божество, ограниченное другим существом, теряет свое божественное достоинство.

О непостижимости Существа Божия. Существо Божие непостижимо не только для человека, но и для Ангелов. В Свщ. Писании сказано, что Бог во свете живый неприступнем… (1 Тим. 6,16). «Что такое Бог, сего объяснить не можем… В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении», – пишет свт. Кирилл Иерусалимский.

Известен рассказ о блж. Августине: он, прогуливаясь по берегу моря с мыслями о Боге, увидел отрока, переливавшего раковиной воду из моря в ямку в песке. Эта картина внушила блж. Августину мысль о несоразмерности между нашим утлым умом и величием Божиим: нашему уму так же невозможно вместить представление о Боге, как вычерпать раковиной море.

«…как спасаюсь? – пишет свт. Василий Великий. – Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог ес́ть (А не чт́о Он есть)».

Что мы знаем о Боге. Тем не менее в известной мере мы имеем знание о Боге постольку, поскольку Сам Он открыл его людям. «Бог сообщил нам познание о Себе, насколько мы вместить можем… открыл все, что нам знать полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух (Ин. 4, 24) – Вечный (Пс. 89, 3; Откр. 4, 8; Рим. 14, 25); Всеблагий (Бог есть любовь) (Мф. 19, 17; Ин. 4, 16; Пс. 144, 8–9); Всеведущий (1 Ин. 3, 20; Рим. 11, 33); Всеправедный (праведный и правосудный) (Пс. 10, 7; Рим. 2, 6, 11); Всемогущий (Пс. 32, 9; Лк. 1, 37); Вездесущий (Пс. 138, 7–12); Неизменяемый (Иак. 1, 17); Вседовольный (полнота и источник всех благ) (Деян. 17, 25); Всеблаженный (полнота и источник всякого блаженства) (1 Тим. 6, 15). Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или в храме, потому что на Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах – особое присутствие Его, благодатное и таинственное. Иисус Христос говорит: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Понятиями о совершенствах Бога, единого по Существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, дарованного нам в Откровении. Христианская истина единства Божия углубляется истиной единства триипостасного.

Тайна Святой Троицы

Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Свт. Григорий Богослов

Бог одинаково Еди́ница и Троица. Прп. Максим Исповедник

Слова Символа веры: Верую во единого Бога Отца – нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы: 1) Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная; 2) Ипостаси различаются по личным, или ипостасным, свойствам: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца; 3) три Ипостаси, или Лица, Пресвятой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть

Истинный Бог, но притом так, что в трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.

Истина троичности Лиц в Боге при единстве Существа прикровенно содержится в Ветхом Завете: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф… (Ис. 6,3). Св. отцы и учители Церкви утверждают, что здесь выражены как троичность Лиц в Боге через трикратное «Свят, Свят, Свят», так и единство Существа – словами «Господь Саваоф». И совершенно ясно говорит о Триедином Боге Новый Завет: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… (Мф. 28,19). Свт. Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во многие имена, потому что один Бог… потому что не два и не три Бога».

Явление Бога в Троице совершилось при Крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само это событие называется также Богоявлением: Сын Божий, вочеловечившись, принял Крещение в водах Иордана; Отец гласом свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, как об этом говорится в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»

О Боге Отце Символ веры говорит в 1-м члене, о Боге Сыне и Боге Святом Духе – в последующем своем изложении.

Единство трех Ипостасей является тайной, выходящей за пределы человеческого восприятия, никакие сравнения из жизни тварного мира не способны изобразить его. Желая сделать учение о Троице более доступным для понимания, отцы Церкви прибегали к подобиям из природы: солнце, его свет и тепло; корень, ствол и плод дерева и т. п. Но всегда оговаривались при этом, что эти сравнения условны и далеко не достигают до истины. Мы веруем в тайну Святой Троицы по непреложному свидетельству Слова Божия.

Догмат троичности – основной догмат христианства и основа всего православного богословия. Этот догмат является собственно христианским. Исповедание его отличает христиан от иудеев, магометан и вообще от всех, кто знает только единство Бога, но не знает тайны Триипостасного Божества.

Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни и духовного опыта. «Един Господь – Пресвятая Троица, едина вера – вера в Пресвятую Троицу, едино крещение – Крещение во имя Пресвятой Троицы, и един Бог и Отец всех… Ощущать это и жить этим… значит быть христианином», – пишет прп. Иустин Попович.

О понятии «Бог»

Указывая свойства Божии, данные Откровением, богословие не дает определения понятия «Бог». Такое определение невозможно по существу, т. к. всякое определение есть указание пределов, а значит, указание на ограниченность, неполноту. У Бога же нет пределов, поэтому не может быть определения понятия Божества. По словам св. отцов, понятия «Бог», «Божество», «Божественный» относительны в применении к

Тому, Кто превосходит всякое понятие, слово и имя.

***

В следующих номерах газеты объяснение 1-го члена Символа веры бу-дет продолжено рассмотрением христианских догматов о Боге как Творце и Промыслителе мира.

Подготовила Людмила Кузнецова