Догматы истинной веры: объяснение символа веры

str10-1Объяснение 1-го члена Символа веры мы завершаем сегодня рассмотрением догмата о Боге Вседержителе (Промыслителе) сотворенных Им мира и человека.

1-й член: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

О Промысле Божием

Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникаю-щее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Свт. Филарет Московский. Православный катехизис

Все, что ни есть, содержит Всемогущий Бог в Своей силе и воле. По-этому Символ веры называет Его Вседержителем. Предметом промыслительной любви Божией является все – и великое, и малое. Свидетельствами этого преисполнено Свщ. Писание: В руце Божией вси концы земли и высоты гор Того суть (Пс. 94, 4); ни одна из птиц не падает без воли Божией (Мф. 10, 29); Бог дает всему жизнь и дыхание (Деян. 17, 25) и др. «Мир не мог бы стоять ни на мгновение ока, если бы Бог отнял от него Свое промышление», – свидетельствует блж. Августин.

Особое попечение Бог являет о человеке. Относительно человека Промысл Божий состоит главным образом в том, чтобы наставить его на путь вечной жизни, и называется домостроительством спасения. Это промышление начинается на предвечном совете Троичного Божества еще до сотворения человека и простирается на всю жизнь как всего человеческого рода, так и каждого человека. Далее догмат о Боге Промыслителе будет рассматриваться в контексте христианского учения о человеке – христианской антропологии.

Из христианской антропологии

Среди всех существ, которые знает человеческая мысль, человек после Бога самое сложное, самое загадочное и самое таинственное существо, сотканное из небесного и земного, из духовного и вещественного… из смертного и бессмертного… а суть сути человеческого существа – это боголикость его души, причем облеченная в ветхое земное тело. С богопоставленной перед человеком целью – преобразить всего себя в бессмертное Богочеловеческое существо. Прп. Иустин Попович

Святоотеческое богословие учит, что сотворение человека последним в ряду прочих созданий являет его царское достоинство и предназначение. Мир, состоящий из видимого и невидимого, подобен человеку, а человек, состоящий из невидимой души и видимого тела, именуется миром. Человек есть микрокосм, украшение мира, средоточие вселенной, в нем приведены в единство невидимое и видимое. Однако подлинное достоинство человека состоит в том, что он, единственный из всех тварных существ, сотворен по образу Божию и имеет способность богоуподобления. В отличие от образа, Богоподобие человеку «не дано», а «задано» – достижение его является целью всей человеческой жизни. Эта цель, определяемая также термином «обо́жение», понимается не метафорически, а как реальное соединение с Богом посредством Божественной благодати – человек призван стать богом по благодати. «Если будешь низко о себе думать, то напомню, что ты… сотворенный бог»,– говорит свт. Григорий Богослов.

Сотворенный непорочным и безгрешным, первый человек имел реальную возможность выполнения этой задачи. Бог создал ему для этого самые благоприятные условия – Он поместил его в рай.

До грехопадения. Жизнь в раю. Материалистическим представлениям о ранних стадиях развития человечества, когда люди якобы были подобны зверям, не знали Бога и не имели никаких понятий о нравственности, противостоит христианское учение о блаженстве первых людей в раю. И насадил… Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8), – так начинается библейский рассказ о райской жизни.

В нашем падшем состоянии трудно понять, что такое «рай». Для нас, облеченных после грехопадения в грубую плоть – «кожаные ризы» (Быт. 3, 21), он слишком тонок, мы не смогли бы увидеть его чувственным зрением. Св. отцы говорят о двоякой реальности рая: он и чувственный, как место телесного обитания первых людей, он же и духовное явление, состояние человеческой души. «Что есть рай? – пишет прп. Иустин Попович. – Рай – это ощущение Бога. Если человек чувствует в себе Бога, то он в раю. Где Бог, там и Царствие Божие, там и рай…» Таким образом, рай – это и наше потерянное древнее отечество, и то блаженнее состояние, достижение которого является целью всей нашей христианской жизни.

Географически месторасположение рая определено в Писании кратко – «на востоке». В той стороне, куда мы поклоняемся Солнцу правды – Богу. Этого достаточно: путеводителем в рай служит Св. Евангелие, живя по Евангелию, человек сможет попасть в рай, даже не зная его координат.

В раю, в библейском описании подобном саду, наши прародители не имели ничего недостающего ни по душе, ни по телу. Вкушение плодов древа жизни хранило их от физической смерти, благодать Божия обитала в них, Сам Бог беседовал с ними как Отец. Находясь в гармонии с собой, с природой и с сотворившим их Богом, они могли непреткновенно совершенствоваться, возрастать в богопознании, в богоуподоблении, любить и прославлять Бога и через это вечно блаженствовать, к чему они и были призваны Богом. Однако невинное и блаженное состояние прародителей не было неизменным и не досталось в удел их потомкам. Человек оказался ниже своего призвания. Он совершил грехопадение.str10-2

Грехопадение. Изгнание из рая. Библейская история грехопадения (Быт. 3) свидетельствует, что зло вошло в мир не по воле Бога, а по вине че-ловека, предпочетшего диавольский обман божественной заповеди. Рассмотрение ее предварим некоторыми пояснениями.

О грехе, зле и свободной воле. Все определения греха в христианском богословии сводятся к одному: грех есть нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом. Поскольку такое нарушение имеет исключительно негативные последствия, грех часто ассоциируется со злом, выражением которого он является. Грех произошел не от Бога, а от разума и воли разумных существ, произвольно уклонившихся от Бога и заменивших Его волю своей. Так первым согрешил сатана, а потом прародители.

О смерти и бессмертии. Бог смерти не сотворил (Прем. 1, 13), – свидетельствует Свщ. Писание и вслед за ним святоотеческое богословие. «Бог не сотворил человека, – говорит свт. Феофил Антиохийский, – ни смертным, ни бессмертным, но… способным и к тому, и к другому… если бы он стремился к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, он бы получил от Бога бессмертие как награду за это… а если бы он обратился к делам смерти, не покоряясь Богу, он бы сам стал виновником своей смерти».

Поселив человека в раю и дав ему всевозможные блага, Бог дал ему и нравственный закон – заповедь не есть плодов от древа познания добра и зла (Быт.2, 16–17). Через эту заповедь – заповедь послушания – Бог предоставил человеку возможность упражнять свою свободу в добровольном выборе и творении того, что богоугодно, и избегании того, что Богом запрещено. Так Бог с самого начала показал Адаму, что для человека самым главным в жизни является добровольная и полная покорность Творцу. За нарушение заповеди Бог угрожает смертью – отступление от воли Божией есть смерть для души и тела.
Что касается древа познания добра и зла, то большинство отцов считает, что и древо, и плоды его были хорошими, как и все, что Бог сотворил. «Не оно было смертоносным, а нарушение заповеди», – пишет свт. Феофил. Название древа связано с тем, что через него человек познал на опыте, какое добро содержится в покорности и какое зло – в противлении Богу.

Человеку нетрудно было исполнить эту заповедь – кроме совершенства всех естественных сил, в нем еще постоянно обитала благодать Божия. Однако, соблазненные змеем-диаволом, обещавшим, что они «будут как боги», праотцы нарушили заповедь Божию и вкусили запретный плод (Быт. 3, 1–7). Верность своему Творцу и Благодетелю они нарушили по первому же диавольскому навету. Первой причиной падения прародителей, точнее поводом к нему, был диавол. Второй причиной, причиной в собственном смысле, были они сами – их свободная воля. Отцы свидетельствуют, что если бы первые люди не пали добровольно, никто бы их не мог к этому вынудить. «Диавол только возбуждает на грех, а не принуждает, ибо не имеет к тому силы», – утверждает прп. Макарий Великий.

Не обнаружившие раскаяния в содеянном праотцы были выдворены из рая на сопредельную с ним территорию, потеряв возможность вкушать «пищу бессмертия» – плоды древа жизни. Где, наконец-то осознав свершившееся, стали горько плакать. Сотворенные для бессмертия и богоподобного совершенствования, люди, по словам свт. Афанасия Великого, «свернули с этого пути, остановились на зле и соединили себя со смертью…»

Грехопадение прародителей имело катастрофические последствия для них самих, для их потомков – всего человечества, и для всего земного творения вообще. Им было нарушено богоданное отношение человека к Богу и миру. Грех Адама, названный впоследствии первородным, стал причиной общего повреждения человеческого естества и перешел, по естественному происхождению, и на все потомство. Как из зараженного источника течет зараженная вода, так и от зараженного грехом и потому смертного Адама произошло зараженное грехом и потому смертное потомство. Со времени грехо-падения печать греха ложится на все человечество, и зарождающаяся история человечества будет протекать под знаком греха.

Часто спрашивают: «Почему запретный плод ел Адам, а страдать должен я?» Однако история показывает, что из века в век человечество повторяет ошибку Адама, пленяясь ложными ценностями и забывая ценности истинные – веру в Бога и верность Ему. При этом каждый из нас безмерно увеличивает свою наследственную греховность всевозможными личными грехами. Так что не будем во всем винить Адама – он плакал, каялся, и Бог его простил. В неделю Прощеного воскресения перед вступлением в подвиг Великого поста Церковь в своих песнопениях предлагает нам как призыв к покаянию образ Адама, сидящего за пределами рая и созерцающего то, что он имел и потерял: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: “Увы мне прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену славы и удалену!”»

***

Бог не оставил человека в его бедственном положении. Утраченная человеком в «первом Адаме» возможность богоуподобления была возвращена во «втором Адаме» – Господе Иисусе Христе. Чтобы после грехопадения человек мог становиться богом, надо было Богу стать человеком. О чем и говорится в последующем содержании Символа веры.

Подготовила Людмила Кузнецова