Чудо жизни православного писателя

59071_1000Творчество выдающегося духовного писателя Сергея Александровича Нилуса – это отражение напряженной внутренней жизни православного человека, ставшего свидетелем страшных катаклизмов, затронувших не только внешнюю жизнь русских людей, но нанесших сокрушительный удар по самому святому – по их религиозному чувству.

Сергей Нилус как писатель родился в то время, когда общее оскудение веры в нашей стране достигло своего предела и когда лишь духовно чуткие и проницательные люди чувствовали приближение катастрофы – падения могущественнейшей, казавшейся нерушимой державы, достигшей к началу 20 столетия своего экономического расцвета.

Писатель оставил нам драгоценные свидетельства того, что Господь, Пресвятая Богородица и святые никогда не оставляли своим попечением Россию. Его живые, яркие записи, что называется, «с натуры», благоговейно и чутко рисуют жизнь православного народа, его лучших детей. Страстная, пламенная, непоколебимая вера самого писателя, страх Божий, которыми буквально дышит каждое написанное слово, делают несомненным все рассказанное автором.

Господь щедро украсил жизненный путь и самого Сергея Александровича. Чудесные исцеления, видения, встречи и искренняя дружба с людьми святой жизни, прямое святое заступничество в трудные моменты – все, происходившее с ним на его пути, он благодарно, с чувством ответственности перед потомками и, самое главное, перед Богом, запечатлел для нас в своих произведениях. Он записал для нас биографии многих божьих людей – святых, праведников, юродивых, блаженных, а также засвидетельствовал чудеса, происходившие с обычными людьми в тяжелые годы рубежа веков.

Сергей Александрович Нилус родился 25 августа 1862 г. в Москве на Патриарших прудах. Происходил он из среды крупных землевладельцев. Семья его, как и вся среда, была охвачена духом того времени, то есть материализмом и крайним либерализмом. Все церковное высмеивалось. Зато Господь наградил мальчика горячим сердцем, добрейшей, жалостливой душой.

Будучи в молодости, как и большинство молодых людей того времени, человеком далеким от Церкви, подверженным греховным страстям, Нилус впервые всерьез обратился к вере у мощей своего Небесного покровителя – преподобного Сергия Радонежского. Чудное видение, бывшее ему во время усиленной молитвы у раки Преподобного, когда он увидел живой лик святого, строго глядевшего на него, в корне изменило его жизнь. «Духовное возрождение было прямым следствием испытанного и виденного у раки преподобного Сергия», – пишет он в своей книге «Великое в малом».

Это благоговейное чувство окончательно окрепло и утвердилось в нем после глубокой исповеди за всю жизнь у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, исцелившего С. Нилуса от тяжелой простуды своим прикосновением. Мы приведем подлинные слова Нилуса о том, что он испытал во время исповеди у св. Иоанна, обратившегося к нему с вопросом. «Я не мог в ответ, – говорит Нилус, – издать ни звука – горло совсем перехватило. Беспомощный, растерянный, я только взглянул на Батюшку с отчаянием… Более получаса, стоя на коленях, я, припав к ногам желанного утешителя, говорил ему о своих скорбях, открывал ему свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на моем сердце… Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости – это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодатствованного, ниспослал мне Свое прощение, когда мне сказал отец Иоанн: “У Бога милости много – Бог простит”».str17

Впоследствии великий пастырь неоднократно с любовью вспоминал Нилуса, читал его книги, одобрял их и благословлял их автора заниматься писательской деятельностью. «Пиши, я люблю все, что ты пишешь», – говорил отец Иоанн Кронштадтский при встрече с Нилусом в Николо-Бабаевском монастыре.

В книге С.А. Нилуса «Великое в малом» впервые увидела свет беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни. Как отмечает сам автор, после смерти Н. А. Мотовилова – служки преподобного Серафима – о существовании этой беседы никто не знал, даже супруга Мотовилова. Сам Нилус, получив от нее множество бумаг, исписанных чрезвычайно неразборчивым почерком, долго не мог расшифровать их, и только чудесному вразумлению Божию по молитвам преподобного Серафима он приписывает то, что он в конце концов смог прочитать эту рукопись и опубликовать ее.

О чудесной духовной связи, существовавшей между Нилусом и преподобным Серафимом Саровским, свидетельствуют и многие другие факты, описанные, в частности, во второй части книги «На берегу Божьей реки», изданной уже после смерти автора за рубежом. Об этом же убедительно говорит и сама блаженная кончина С.А. Нилуса, последовавшая 1 января (по старому стилю) 1929 г. – в навечерие празднования памяти преподобного Серафима.

Во время своего пребывания в Оптиной Пустыни в 1907–1912 гг. писатель находился под духовным руководством старца Варсонофия и ничего не предпринимал, тем более не издавал, без его благословения.

Вопрос о кончине мира, воцарении антихриста и Втором и Страшном Пришествии Господа Иисуса Христа волновал Нилуса с момента его обращения к Православной вере в течение всей жизни. Особенность его понимания этого вопроса заключалась в том, что он не склонен был думать об антихристовых временах как о чем-то, что должно совершиться в необозримом будущем, но полагал, что уже нынешний век по всем признакам может считаться конечным и близким к исполнению времен. Взгляды Нилуса формировались под непосредственным вляинием святого праведного Иоанна Кронштадтского. Так, великий пастырь неоднократно в своих обращениях к народу говорит о надвигающихся испытаниях, об упадке веры в народе, о его нравственном развращении; он, как грозный пророк, предрекает России жестокие бедствия и кару от Десницы Господней, если народ не покается и презрит долготерпение Божие.

Нилус считал, что судьбы всего мира и России неразрывно связаны, участь мира зависит от того, каким путем пойдет Россия, т.е., собственно, от того, насколько крепко в ней будет соблюдаться и храниться Православная вера. Такую позицию автора нельзя назвать политическим убеждением – в основе его подхода лежит, в первую очередь, любовь к России, исходившая из самых глубин его верующего сердца. И эта любовь была доказана им на деле в страшные годы революционных потрясений. Несмотря на все возможности эмигрировать за границу, Нилус остался в России, где чтение и хранение его книг было запрещено под угрозой расстрела. Нилуса обыскивали, сажали в тюрьму, подсылали к нему расстрельщиков, возили в Москву на Лубянку, а Господь, по заступничеству преподобного Серафима, не попустил погибнуть от врагов – таково было чудо жизни православного писателя в охваченной богоборческим порывом стране.

По воспоминаниям друзей Сергея Нилуса и его супруги, трудно было найти других людей такого глубокого, живого евангельского духа. Все отношение Нилусов к людям, несмотря на испытываемые ими огорчения, было так христиански просто, доверчиво, сердечно и ласково, таким овеяно светом и теплом, что невозможно было не погрузиться сразу же всей душой в эту радостную, уютную, любвеобильную атмосферу. Здесь выдуманного, натянутого не было ничего: Нилусы были такие, это была их жизнь, это был их дух. Ежедневно читали они жития святых и были проникнуты их настроенностью.

По Промыслу Божию, в первые же дни революции Нилусов посетил князь Владимир Давидович Жевахов, будущий епископ Иоасаф, который пригласил их переехать к нему в его полтавскую усадьбу Линовицу, Пирятинского уезда. Там в конце парка стоял неизвестно зачем им выстроенный небольшой двухэтажный дом… К счастью, Нилусы сразу приняли это предложение. Они немедленно перебрались на Украину. Если бы они этого не сделали, они бы не уцелели. В Новгородской губернии вскоре начался голод и страшнейший террор. Все местные друзья Нилусов погибли. В Полтавской же губернии еще долгое время не было нарушено мирное положение. Но с каждым годом оно значительно ухудшалось. Однако Нилусы ни разу не делали попыток уехать из России.

Но самое главное, они не считали возможным бросить на произвол судьбы свою церковь. Здесь будет уместно сказать о создании по благословению правящего архиерея, преосвященного Феофана, этой церкви в верхнем этаже занимаемого ими дома. Церковь посвящена Покрову Божией Матери и вместе с тем преподобному Серафиму. Сюда приходили люди, имевшие потребность от души помолиться. Нилусы были чтецами и певцами, к ним присоединялись любители пения, образуя хор. В письме от 13 августа 1922 г. Нилус пишет в ответ друзьям-эмигрантам, мечтавшим помочь ему выехать за границу, что воспользоваться их советами вряд ли придется: «пока стоит наша церковь, к которой Господь и Царица Небесная поставили нас хранителями, блюстителями, чтецами, певцами и пономарями. Изменить нашему назначению никоим образом не можем и должны стоять на Божественной страже до тех пор, пока Сам Господь ясно не укажет, что наша миссия закончена, или до нашей смерти…»

В брошюре, посвященной памяти Нилуса, под заглавием «Пламенная любовь», изданной в Нью-Йорке в 1937 г., помещен отзыв о Нилусе лица, побывавшего у него в то время, когда он жил в Линовице: «В доме у них, – пишет он, – царила прямо благодать Божия, это чувствовалось при входе в дом. Там всегда царствовала радость, никто не ссорился. А у С.А. Нилуса был дар пламенной любви ко всем и к каждому. При мне был случай, когда явился какой-то большевицкий комиссар с нахальным видом осматривать дом. Конечно, шапки не снял и имел вид очень грубый. С. А. повел его по всему дому и завел в церковь, которая помещалась наверху. Долго они оттуда не выходили. Супруга С. А. решила заглянуть туда и увидела, что большевик плачет в объятиях ее мужа… Видно, он сумел найти и сказать большевику несколько таких слов, от которых растопилось его сердце…»

Жизнь на Украине в те годы была сопряжена со всевозможными лишениями и исполнена страха и ужаса… «О, эта вера наша! Если бы не она – давно бы нас и на свете не было!» – восклицает в одном из своих писем Сергей Александрович. Но Сергея Александровича поддерживает память о пророчестве преп. Серафима о его воскресении из мертвых перед концом мира. Следовательно, настанут еще мирные времена… адский кошмар не вечен…

Приход Сергея Александровича к Богу произошел в уже достаточно взрослом возрасте, когда он, будучи человеком страстным, тяжко грешившим, раз и навсегда выбрал Господа и смиренно предал свою судьбу Его святой воле. Это делает его похожим на многих и многих грешников, сумевших глубоким покаянием очистить свою душу для святости и подвига. Полностью доверяясь Промыслу Бога о себе, Нилус со всем смирением принял от Него и разорение, и болезни, и невозможность стать священником (о чем он мечтал), и презрение многих людей, не понимающих его высокого предназначения, все тяготы жизни после 1917 г. Решительность, бесстрашие, верность настоящего христианина были присущи Сергею Александровичу во всей полноте, за это он и был так щедро вознагражден Господом.

Елена Гаазе