«Чаю воскресения мертвых»

«Пасха нетления – мира спасение», – так жизнеутверждающе воспевает Святая Церковь во дни Светлого Христова Воскресения. Пасхальная радость наполняет наши сердца. Мы уже знаем, что  христианство – религия бессмертных, и путь к  блаженной вечности открыт для всех, готовых по нему шествовать, Господом нашим Иисусом Христом. Сохранять пасхальную радость не только в период праздничных торжеств, но и во все прочие времена нашей жизни, призывает нас клирик Свято-Троицкого  собора, преподаватель СПДС иерей Антоний Давиденко.

Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 14, 19), – так говорит божественный Павел в первом Послании к Коринфянам. С этих слов святой апостол начинает свое рассуждение о непреложности истины воскресения. Почему он это делает? В первую очередь, потому что недавно уверовавшие во Христа коринфяне еще не окончательно расстались с прежними представлениями о жизни и смерти. Эти представления зиждились на одном из наиболее популярных утверждений Платона: «тело – темница души». Для греков, живших в I в. после Рождества Христова, мысль о телесном воскресении была чем-то кощунственным и неприемлемым. Как можно вернуться вновь в это тело, подверженное страданиям и болезням, – недоумевали они. Но Христос воскрес из мертвых (1 Кор. 15, 20), – продолжает святой апостол убеждать адресатов своего Послания, – и Его воскресение есть основание нашего будущего воскресения, т. к. во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). После всеобщего воскресения смерть перестанет существовать: Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. 15, 26). Приведя еще несколько аргументов в пользу неоспоримости всеобщего воскресения, апостол переходит к основной проблеме коринфян – неправильному пониманию самой идеи телесного воскресения. Они понимали ее как продолжение жизни в том же самом теле в этом же мире. Они не уловили главного, что это тело будет совершенным, подобным телу Христа, явившегося после воскресения Своим ученикам. Оно будет обладать рядом преимуществ по сравнению с нынешними нашими телами. Оно будет нетленным, не подверженным болезням и усталости, славным и духовным (см.: 1 Кор. 15, 42–44), потому что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1 Кор. 15, 50), т.е. нынешние тела, а точнее, люди в их падшем состоянии не могут наследовать Царства Божия.

Конечно, для нас, христиан XXI в., уже нет такой проблемы: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? (1 Кор. 15, 35). Мы знаем и верим, что Христос воскрес и нас воскресит в Последний день. Однако сейчас возникает другая проблема: насколько жизнь соответствует нашей вере в воскресение? Мы все любим праздник Пасхи и с нетерпением ждем его. Мы все с радостью в эти святые дни приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» Но что за этим стоит? Насколько искренне мы радуемся о Воскресшем? Отдаем ли мы себе отчет в том, что для нас не может быть большей радости, чем радость пасхальная? Ведь, как говорит свт. Иоанн Златоуст в своем знаменитом «Огласительном слове на Пасху»: «Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя». Пожалуй, каждому следует ответить себе на вопрос: насколько мы понимаем и принимаем эту радость? Не оказывается ли, что мы больше радуемся об окончании сложного и изнурительного пути Великого поста? Не является ли  для нас Пасха лишь данью литургической традиции? Сможем ли мы радоваться о Воскресшем, если окажемся не на пасхальной службе в эту ночь, где царит атмосфера всеобщего ликования, а в трудных и стесненных обстоятельствах? То же «Огласительное слово» свт. Иоанна начинается призывом радоваться всем, кто даже не постился. Переосмысливая слова святого в наши дни, хочется продолжить этот призыв и обратить его к тем, кто всего раз в год приходит в храм в день Светлого Христова Воскресения.

Пасха для нас не должна ограничиваться периодом ее попразднства согласно церковному календарю. Это прекрасно осознавали святые и воплощали в своей жизни. Таким был святой преподобный Серафим Саровский. Его сердце переполняла эта продолжающаяся пасхальная радость и изливалась  вовне, так что всех приходящих он встречал словами: «Христос воскресе, радость моя».

Не случайно отцы II Вселенского Собора включили в Символ веры такие слова: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Вся жизнь христианина должна быть наполнена пасхальной радостью и ожиданием ее окончательного осуществления. «Итак, войдем же в радость Господа нашего» и пребудем в ней всегда.