Бабушки и дедушки

Наступила осень – пора небольшой грусти и воспоминаний. Воспоминаний о лете, его ярких событиях. Но сейчас я бы хотела вспомнить время студенческой практики на филологическом факультете Саратовского государственного университета, где я учусь. Первые два курса мы после летней сессии выезжали за пределы Саратова и жили в сравнительно «диких» условиях. После первого года обучения студенты проходят фольклорную практику, изучая образцы устного народного творчества села Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области; в конце второго курса – практика диалектологическая. Знакомимся с местным говором жителей села Орлов-Гай Ершовского района. Конечно, такие «вылазки» приносят нам богатый филологический опыт, но еще больше впечатлений, опыта и эмоций оставляет именно общение с обитателями этих мест, 90 процентов из которых – пожилые бабушки и дедушки.

reka

Жители этих двух населенных пунктов отличаются друг от друга. Орлов-Гайцы – народ более открытый, дружелюбный, я бы даже сказала, бесстрашный. Ведь село это небольшое, все жители знают друг друга и тайн между собой не хранят. Поэтому, когда мы стучались в двери с просьбой впустить нас в дом и немного поговорить (нам была важна именно беседа – ведь мы изучали местный говор), они с радостью соглашались. Большинство жителей – это люди 60–80 лет, многие живут одни. Большей частью это женщины, но бывают и исключения.

Мне хотелось бы рассказать об одном из них. Я познакомилась с Виктором Тимофеевичем Егоровым, милым дедушкой с кошкой на руках. Сейчас он живет один, а когда-то со своей женой они собственноручно построили дом, в котором он и живет. Дедушка полон сил и энергии, несмотря на свой возраст, но в глазах – грусть. В его словах чувствуется тоска по ушедшему укладу жизни села, по совместной, дружной работе в колхозе, по жене, которой уже нет, по взрослым детям, разъехавшимся по разным городам и весям. Сейчас он живет почти затворником. По соседству с ним живет лишь одна пожилая бабушка, с которой они сидят на скамеечке по вечерам и всё говорят, говорят. А иногда даже поют; местные жители интересны не только своим особым, среднерусским якающим говором, но и непреходящей любовью к доброй песне…

Зимой деревню настолько заметает, что даже выбраться раз в неделю в магазин составляет большую проблему. В таких ситуациях Виктора Тимофеевича выручают только любимые дети. Но пока на дворе лето, и можно наслаждаться солнечным теплом и прозрачным воздухом. А значит – жизнь прекрасна!

Про каждого человека, из тех, с которыми мы разговаривали, можно рассказывать бесконечно долго, в каждом есть что-то особенное, выдающееся.

Семейные пары в селе получают медали «За любовь и верность», и вполне заслуженно – 50 лет, целая жизнь разделенная на двоих.

У жителей Орлов-Гая самые разносторонние интересы. Например, мы познакомились с мужчиной, который увлекается разведением голубей с тех пор, как себя помнит. Каких только пород там нет! И гривуны, и типлеры, трясуны, туплеры и многие другие. Сейчас он не представляет своей жизни без них. Его супруга не менее увлечена своим хобби – цветами, и это удивительно: пожилые люди живут такой яркой и насыщенной жизнью в маленькой глухой деревне, возможно, более счастливо, чем где бы то ни было.

Еще одна из бабушек 30 лет работала на орлов-гайской электростанции, куда и отправила нас, со своей дочерью, на экскурсию. Было очень интересно узнать об устройстве электростанции, понять механизмы ее работы.

А к одной из жительниц села, Анне Ивановне, мы приходили несколько раз. Эта бабушка, жившая на протяжении всей жизни только тут, в Орлов-Гае, очаровала нас своим веселым, энергичным характером, улыбкой, оптимизмом.

Для многих, в том числе и для нее, мы стали большим утешением – ведь молодежи на селе мало, и особенно мало людей, которые готовы просто тепло побеседовать, выслушать, поддержать. Мы старались, как могли, быть внимательными и чуткими с ними. Расставаться было нелегко, за 2–3 часа беседы они открывали нам их мир, полный тревог и радостей. И это не может не сроднить.

Живут там и ветераны Великой Отечественной войны. Яков Семенович Шиловский, несмотря на свой 90-летний возраст, ухаживает сам за огородом, выращивает картошку. И читатель понимает, как рассказы человека о войне затрагивают души, включая слушателей в эти события, и хоть чуточку, но заставляют сопереживать. Горячей любовью к песне, почти на «профессиональном уровне», славится и Ивантеевский район.

На этот раз нашей задачей было собрать как можно больше песен, частушек, народных былин, сказаний, легенд. Место это благодатное и удивительное, в девяти километрах от него располагается одно из наиболее почитаемых святых мест Саратовской области – Вавилов Дол.

Я обратила внимание на то, что население Ивантеевки очень трепетно относится к религии, храму, святыням. В Орлов-Гае ситуация другая: единственный на селе храм разрушили очень давно, и верующие люди посещают церковь лишь по большим праздникам, для этого им необходимо ехать в соседние поселения. В Ивантеевке же есть замечательный храм с большим, давно сложившимся приходом. Еще один новый, красивый и большой храм только готовится к освящению. Жители, в основном, либо ревностные прихожане, или, напротив – убежденные атеисты; равнодушных мало.

Край этот славится своими песнями и частушками, но, конечно, сейчас песенные жанры идут на убыль. Несмотря на это, иногда, в особенные вечера, взрослые люди и молодежь, мужчины и женщины, старики и дети выходят на улицы села и запевают свои живые, потрясающе искрометные песни и частушки – «Ох, туфли мои, носы выстрочены. Не хотела танцевать – сами выскочили!» Или шуточное – «Приезжали меня сватать на сивой кобыле. Оглянулися назад – жениха забыли!»

А иногда заводят что-то такое лиричное и тягучее, что украдкой упадет слеза с усталых добрых глаз. Но как это скрашивает их жизнь! Как бы без песни они смогли выразить то, что грустит и радуется в их таких горячих душах?

Многие песни они посвящают своему родному селу или месту, где родились. Александр Евдокимович Кулаков, уроженец хутора Гадари, музыкант по призванию, но не по профессии, написал знаменитую на селе песню «Гимн Гадарей»:

На нашей на речке, на малом Иргизе Поселок стоит «Тракторист». За этим поселком, забытая всеми, Деревня была Гадари. И в этой деревне без радио, света Мы жили с лампадой одной. Работали дружно, все вместе трудились И жили одной мы семьей. Нас было немного, семей так под тридцать, И то – пожилые одни. Мужчин так десяток пришли к нам живые От той от проклятой войны. Трудились девчонки, трудились ребята Тринадцать-четырнадцать лет. Мы жили в землянке, и всё лето в поле В котле нам варили обед. Работали дружно, не знали усталость С утра и до самой зари. Дружили, влюблялись и даже женились В деревне своей Гадари. Настало то время, пришлося расстаться, Разъехались все в один год. Кто ехал в райцентр, кто в другую деревню, Но память о дружбе живет. Весной мы на Троицу все соберемся, На кладбище сходим к своим. В саду посидим, попоем и попляшем, Разъедемся вновь до весны. Езжайте, прощайтесь и вновь возвращайтесь – Я жду вас, мои земляки!

А сколько мы за время практики слышали оригинальных, мудрых советов и мыслей, пожеланий и напутствий. Бабушки чаще всего желали хороших, работящих женихов, давали советы по домоводству. Дедушки рассказывали удивительные вещи о строительстве дома, работе на поле. Приглашали нас в гости…

Но время практики быстро заканчивается. Наступает время собирать чемоданы, просматривать свои записи, подводить итоги. С одной стороны – ничего не поменялось, студенты остаются теми же студентами. С другой стороны – мы помним добрые глаза и лица наших новых друзей, теплые объятия, их такую, казалось бы, неприхотливую, но верную и настоящую жизнь. Они живут там, не зная технического прогресса, компьютеров… Но в них есть то, что не вместится ни в одно из чудес электронной техники. Очень хочется не забыть это время и этих людей.dol

Юлия Ульянова