Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

khomyakovВ историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя А.С. Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофильства. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов, идеолог Православия, русской общины и соборности, философ, историк мировой цивилизации и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист, блестящий оратор, полемист и художник-иконописец, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.

А.С. Хомяков родился в Москве в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. От своего отца Хомяков унаследовал страстный характер и тонкую эстетическую восприимчивость, а от матери – глубокие основы православной веры и национального чувства. Всю свою жизнь Хомяков любил Церковь, посещал богослужения, говел, причащался Святых Христовых Таин, никогда не знал религиозного сомнения. Вера его была цельной, ясной, здоровой и горела, как свеча пред иконой – ровным и сильным бездымным пламенем.

Первоначальное образование и воспитание Хомяков получил дома, куда приглашались прекрасные гувернеры, преподаватели и профессора университета. Он с детства изучил французский, немецкий, английский, а затем латинский и греческий языки. Семнадцатилетним юношей Алексей Степанович выдержал экстерном экзамен за курс физико-математического факультета Московского университета и получил звание кандидата математических наук. В распоряжении Хомякова находилась огромная, прекрасная, богатая библиотека отца.

Хомякову были свойственны высокие нравственные черты: скромность самооценки, отсутствие тщеславия, кротость, благодушие, терпимость к слабостям человека. С людьми недалекими он был терпелив и внимателен, умея в каждом человеке найти что-нибудь неповторимо ценное. Поэтому он утверждал, что в жизни еще не встречал дурака. Однако разврат, бездушие и насилие находили в нем непримиримого врага.

В 1822 г. Хомяков поступил на службу в кирасирский полк, стоявший на юге России. В годы юности он мечтал о войнах и жаждал военной славы; на 17-м году жизни, когда в Греции начиналась война за освобождение, он попытался тайно уйти из дому, чтобы принять участие в войне, но на заставе города его вернули. В 1823 г. Хомяков перешел в конногвардейский полк и жил в Санкт-Петербурге.

Когда в 1828 г. началась война с турками, Хомяков снова вступил на службу в Белорусский гусарский полк; он был адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; за храбрость получил орден святой Анны с бантом.

Последующая его жизнь не богата внешними событиями. Он не нуждался в службе и успешно занимался сельским хозяйством… В 1836 г. женился на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта. Будучи глубоко и целомудренно нравственным человеком, Хомяков внес в семейную жизнь всю свою нравственную чистоту и цельность чувства, а потому удостоился редкого семейного счастья.

Страстность натуры Хомякова всегда была только слугою, но никогда не была его господином. Она помогала ему быть военным, храбрым участником сражений, помогала быть борцом-диалектиком в споре за правду, она же сделала его вождем и идеологом общественно-политического и вместе с тем религиозно-философского и литературного течения. В тридцатые годы складывается теория славянофильства – и Хомякову принадлежит важнейшая роль в ее разработке. Члены кружка, которые взялись за это дело, в начале тридцатых годов были ярыми западниками, и Хомяков почти один отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, значение веры в человеческом душевном и нравственном быту и превосходство нашей Церкви над учениями католичества и протестантства. И.В. Киреевский перешел к славянофильским взглядам под большим влиянием Хомякова.

В стихотворениях Хомякова тридцатых годов имеются налицо все элементы славянофильской теории: вера в гибель Запада и будущее России («Ложится тьма густая на дальнем Западе, стране святых чудес… Век прошел и мертвенным покровом задернут Запад весь. Там будет мрак глубок… Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом, проснися дремлющий Восток»… «И другой стране смиренной, полной веры и чудес, (т. е. России) – Бог отдаст судьбу вселенной, гром земли и глас небес»), убеждение в самобытности и ценности русских начал и т. д. В своих стихах Хомяков всегда отводил много места славянству и его будущему: его поэзия даже называется «поэзией славянства». Еще в 1831 г. в оде по поводу польского мятежа он рисовал картину будущего: «гордо над вселенной, до свода синего небес орлы славянские взлетают широким дерзостным крылом, но мощную голову склоняют пред старшим – Северным Орлом. Их тверд союз, горят перуны, закон их властен над землей, и будущих Баянов струны поют согласье и покой!..»

В последние годы своей жизни Хомяков принял деятельное участие в восстановлении «Общества Любителей Российской Словесности при Московском университете» и был избран его председателем. Сохранилось несколько его речей; одна из них была обращена к графу Л. Толстому в ответ на его речь о необходимости свободного искусства. Хомяков указывает на несоответствие его теории о самодовлеющем искусстве с его художественной деятельностью, одним из важных элементов которой является обличение.

В 1858 г. Хомяков редактировал известное «Послание к Сербам». Объединение славянофильских начал происходило на почве богословия и своеобразной философии. Особенно занимали его вопросы об отношении веры к знанию и о положении Православия среди других исповеданий. В конце второй половины 1840-х гг. он написал «Опыт катехизического изложения учения о Церкви»; этот труд был издан только после его смерти.

С особенной обстоятельностью рассмотрено Православие в его отношениях к католичеству и протестантству в трех брошюрах Хомякова, вышедших по-французски заграницей под общим заглавием: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях». Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства, выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада с исламом против Православия.

Последователи Хомякова приписывают его богословским трудам огромное значение и готовы признавать его «отцом Церкви». Представители официальной науки расходятся в их оценке: одни подозревают автора в неправославии, другие думают, что он открыл новый метод в науке православного богословия и что не многие профессиональные богословы так хорошо поняли дух Православия, как Хомяков. Во всяком случае, в русском богословии не обнаруживаются до сих пор результаты пользования новым методом.

Центральным пунктом теологии Хомякова является выяснение идеи Церкви. Рассматривая церковь как живой организм любви и истины, он говорит: «Церковь не в более или менее значительном числе верующих, даже не в видимом собрании верующих, но в духовной связи, их объединяющей». Полнейшая свобода исследования предоставляется членам Церкви, и только начало деятельной любви обеспечивает ее единство. Церковь составляют или, вернее, творят не одна иерархия, но все ее члены, пребывающие в живом взаимодействии между собой. Католичество изменяет началу свободы во имя единства, протестантство – наоборот. Православие одно осталось верным духу христианства, являясь гармоническим сочетанием единства и свободы в принципе христианской любви; католичество, в силу особых условий своего развития, прониклось рационализмом, отвергнув соборное начало; протестантство есть только дальнейшее развитие католического рационализма, приводящее от единства к свободе.

Будучи вдохновенным богословом, Хомяков получил от Бога еще и поэтический дар, очевидно, для усиления своей миссионерской деятельности. Все духовные и душевные свойства этой личности были слиты воедино: и ум, и сердце, и воля были всегда в ладу… Как «поэт славянофильства», Хомяков чрезвычайно популярен в славянских странах, уступая место по силе своего влияния только Пушкину и Лермонтову.

Подлинная христианская жизнь Хомякова завершилась такой же христианской кончиной. Заболев холерой, он исповедался, причастился Святых Таин, а затем соборовался в полной памяти, держа свечу в руках, шепотом повторяя молитвы, творя крестное знамение. Он умер 25 сентября 1860 г., в возрасте 56 лет.

Подготовила Елена Гаазе