Монашество

Книга свечаМонахи – суть те христиане, которые оставляют все, по возможности, земные занятия для занятия молитвою – добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ея соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: «Прилепляяйся Госповеди бывает един дух с Господом (1 Кор. 6,17)». А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особое тщание к исполнению Евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются преподобными.

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития.
Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него Единого.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Между монашеской и мирской жизнью – такое же различие, какое между пристанью и морем, непрестанно колеблемым ветрами.

Свт. Григорий Богослов

Иноки – это жертвы Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения.

Свт. Иоанн Златоуст

Два суть чина и состояния в жизни: одно обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество, другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство, или состояние иноческое.

Свт. Феофан Затворник

…Жребий монаха есть то, что превыше естества. Он воин Христов, потому должен вкусить страданий Его, чтобы получить славу Его… не прославляются ли воины царские за то, что страдают вместе с Царем? Не по мере ли того, как страдает каждый, получает он здесь и похвалу? А насколько оказывается непотребным, настолько и подвергается бесчестию.

Свт. Афанасий Великий

Отрекшийся от вещей мирских, как то: жены, имения и прочего, соделал монахом человека внешнего, а еще не внутреннего, отрешившийся же от страстных помыслов соделал таковым и внутреннего человека, то есть ум. Внешнего человека легко сделать монахом, если только захотеть, но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека.

Сщмч. Петр Дамаскин

Монах есть тот, кто держится единственно Божиих уставов и Божия Слова во всякое время, на всяком месте и во всяком деле.

Прп. Максим Исповедник

Все усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни единого из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно.
…деятельность мирян, состоящая из исполнения Евангельских заповедей действиями тела, необходима для спасения, недостаточна для совершенства.

Прп. Иоанн Лествичник

… Христианское совершенство предложил Сам Богочеловек избранным ученикам своим. Совершенство начинается там, где добрые дела, предписанные мирянам, достигнут всей полноты своей. Изучите христианство, узнайте, в чем заключается совершенство его, – и вы поймете значение монашества, поймете всю нелепость богохульного обвинения в праздности тех людей, которые стремятся к исполнению возвышеннейших завещаний Евангелия, недоступных для мирян. Осыпающие нареканиями и хулами монашество по необходимости хулят и самое установление христианского совершенства Христом.

Свт. Игнатий Брянчанинов