Хлеб Небесный

Причастие, Пахомий, ЕвгенийИ, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется с Христом. Значение Таинства Евхаристии сложно постичь человеческим разумом. Оно возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение темной силы, помогает в борьбе против искушений, оживляет душу и тело. Причащение восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

Как часто следует причащаться?

Отвечая на этот вопрос, епископ Арсений (Жадановский) писал: «Постоянное Причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения».

В первые века христианства верующие стремились как можно чаще приступать к Таинству Причащения – не менее одного раза в неделю. Христиан, которые три недели не были у Святого Причастия, по апостольскому правилу, отлучали от Церкви. Кроме того, в века гонений верные уносили домой Святые Дары, которыми причащались дома в подкреплении своей веры или когда готовились к мученичеству. Об этом свидетельствуют Тертуллиан, свв. Иустин, Киприан, Василий Великий

Впоследствии христиане стали причащаться значительно реже. Так, в девятнадцатом веке в России было распространено мнение, что причащаться следует несколько раз в год во время многодневных постов. А некоторые вообще считали Причастие предсмертным напутствием.

В наше время вновь возрождается стремление причащаться часто. Однако, зная, что к Таинству надо приступать после тщательной подготовки, многие не находят для этого сил и времени. Кто-то боится причащаться чаще, считая себя недостойным, забывая о том, что нет ни одного человека, достойного причащения Святых Тайн. Как говорил о. Валентин Свенцицкий: «Жизнь духовная — не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова?»

О подготовке к Таинству

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин должен за три дня молитвенно подготовить себя к этому. К домашнему правилу в эти дни добавляется правило ко Святому Причащению, которое определяет духовник. Обычно оно включает в себя три канона: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Накануне Причащения обязательно нужно быть на службе. Вечернее богослужение начинает суточный круг, подготавливая верующих к Евхаристии. Потому пропускать его можно только в особых случаях, испросив благословения у священника.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а также рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Безусловно, строгость поста неодинакова для всех: послабления делаются детям, больным, беременным, находящимся в тюрьме, в армии. Христиане, состоящие в браке, в дни подготовки к Причастию воздерживаются от супружеских отношений. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением родителям нужно приучать и детей.

Перед Причастием следует принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Затем испросить благословения на Причастие. И если оно получено, с глубоким смирением и благодарностью приступить к Таинству. Перед исповедью нужно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам.

На исповедь лучше придти вечером, накануне Причастия. Это позволит не отвлекаться во время литургии, участвовать в общей молитве. Но если нет возможности исповедоваться вечером, нужно сделать это во время литургии. Без исповеди ко Святому Причастию приступают только младенцы до семи лет. После выноса из алтаря Чаши по возможности следует сделать земной поклон. Если причастников очень много, можно поклониться заранее. Затем, сложив на груди крестообразно руки (правая поверх левой), нужно подходить к Причащению. Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое православное имя, принять Святые Дары и поцеловать нижний край Чаши. В этот момент нельзя креститься, а также трогать Чашу руками и целовать руку священника. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть просфору и выпить теплоту. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклоненных молитв в день Святой Троицы.

Придя домой, прежде всего следует прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Марина Шмелева