Посты летом

str12На время лета приходятся два поста: Петров и Успенский. Подготавливаясь к ним, нужно вспомнить Устав и историю этих постов.

Петров пост

Это единственный пост, не имеющий определенной продолжительности, поскольку длительность его зависит от дня празднования Святой Пасхи. Петров пост всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти св. первоверховных апп. Петра и Павла – 12 июля. Таким образом, самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий – всего восемь дней.

Этот пост – один из древнейших в Церкви. Первоначально он назывался Апостольским. О церковном установлении этого поста впервые упоминается в «Апостольском Предании» св. Ипполита Римского (3 в.). Окончательно же Апостольский (Петров) пост утвердился, когда при императоре Константине Великом в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апп. Петра и Павла. В связи с особым почитанием апостолов, освящение константинопольского храма было совершено в день их памяти 29 июня (по новому стилю – 12 июля). С этого момента празднование дня их памяти стало повсеместно распространено. А вместе с празднованием св. апостолов, утвердился и пост, поскольку с первых времен христианства в Церкви существовала традиция приготовления к большим праздникам постом и молитвой.

Поэтому, начиная с 4 в., свидетельства св. отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще: о нем упоминают свв. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в 5 в. – свв. Лев Великий и Феодорит Кирский. Например, св. Лев Великий так пишет об Апостольском посте: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти <…> чтобы подвигом его (поста) очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. <…> По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, Воскресшего из мертвых и потом Вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога».

По слову святителя, «этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Петров пост наименее строг среди всех церковных постов. В продолжении его Устав Церкви предписывает по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и масла; в оставшиеся дни следует воздерживаться только от рыбы; в субботу, воскресенье, а также в дни памяти какого-либо великого святого (когда совершается полиелей) или дни храмового праздника разрешается рыба. Однако иногда мирянам благословляется и еще менее строгий пост. Как пишет прот. В Свенцицкий, «Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы».

Успенский пост

Через месяц после окончания Петрова поста наступает второй летний пост – Успенский. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает нас подражать Божией Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Однако в окончательном виде Успенский пост установился позже всех других. По словам историка профессора А. Ткаченко, упоминания об Успенском посте появляются в источниках 10-11 вв., что очень странно, поскольку сам праздник Успения отмечался повсеместно уже в 5 в. Да и традиция готовиться к великим праздникам, соблюдая пост, появилась очень рано.

Средневековые византийские ученые (например, прп. Никон Черногорец, патриарх Николай Грамматик) предполагали, что традиция поста восходит к апостолам, и выдвигали разные теории, объяснявшие, почему об этом посте не всем христианам было известно и почему многие его вообще не соблюдали. Согласно одной точке зрения, изначально существовал длинный пост, который начинался сразу после Пятидесятницы и заканчивался к Успению. Со временем было решено сократить его до размеров Петрова поста. По другой теории, Успенский пост совпадал с постами язычников и еретиков, а потому был перенесен на другое время. Однако известно, что ряд праздников Церковь специально установила в дни языческих торжеств для воцерковления бывших язычников. Вероятно, первоначально Успенский пост был местной традицией христиан Сирии и Палестины. В 10 в. эта практика стала известна в Малой Азии и Греции. На эту традицию обратили внимание византийские ученые.

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов), единственное отличие – отсутствие дней полного воздержания от пищи. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если Успение Пресвятой Богородицы придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговение переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех храмах из алтаря выносят для поклонения Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до совершения чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Иерей Александр Степовик