Разделение Церквей

str6На протяжении своей истории Церковь Христова проходит через сложный процесс постоянного преодоления заблуждений и разделений. Крупнейшее отпадение от Православия произошло в 11 в., когда на почве преувеличенных представлений о власти римского папы отделились от нее западные христиане. В этом номере мы публикуем краткое повествование об истории разделения, а в следующем подробно остановимся на вероучительном различии Православия и католицизма.

Римская империя в дохристианский и христианский периоды резко разделялась на две части — восточную и западную. В первой преобладало греческое население, во второй — латинское, каждое со своим особым характером. Христианская Церковь, распространившаяся во всей империи, также заметно распадалась на две части — восточную и западную.

С самых ранних христианских времен мы видим в Восточных и Западных Церквах отличительные особенности. Восточные Церкви раскрывали и объясняли основы христианского вероучения. Западные по большей части избегали исследований о догматах веры и не интересовались отвлеченными богословскими вопросами; но зато обращали большое внимание на внешнюю сторону христианства — на обряды, дисциплину, отношение Церкви к государству и обществу. В Восточных Церквах, при разрешении догматических вопросов, появились ереси; на Западе, поскольку там богословскими вопросами почти не интересовались, ересей практически не было; возникали только расколы. Различие интересов и стремлений Церквей восточной и западной части империи разделяло их между собой, хотя и не настолько, чтобы они могли считать себя чуждыми друг другу. Единство веры, Таинств и всего церковного устройства долгое время связывало их в одно целое.

Однако Западная Церковь мало-помалу, в течение нескольких веков, произвольно допускала у себя нововведения и искажения в области догматической, обрядовой и канонической. Так, с 6 по 11 вв. во всех Западных Церквах утвердилось учение об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque). Далее, Западная Церковь допустила у себя много обрядовых отступлений. Наконец, в области канонической Западная Церковь допустила невероятное нововведение, сделав папу главой и верховным судией всей Вселенской Церкви. Учение о главенстве папы, ставившее его выше Вселенских Соборов, ниспровергало все церковные порядки, установленные апостолами и святыми отцами.

Начало разделения

К середине 9 в. сложились все условия для начала разделение Церквей. Поводом послужили следующие события. В 846 г. на патриарший престол в Константинополе был возведен игумен Игнатий, известный своей святой жизнью. Опекун императора Михаила III Варда, фактически управлявший государством, прогнал законную жену и стал открыто жить со снохой. Патриарх отказал ему в Причастии в день Богоявления. Варда, возненавидев патриарха Игнатия, начал настраивать императора против него и добился ссылки святителя на остров Тенервинф.

На патриарший престол против своей воли был возведен в 857 г. Фотий. Патриарх отличался любовью к наукам и образованностью, некогда учил императора Михаила и св. равноап. Кирилла, в последнее время был первым секретарем в государстве. Фотий дал собору епископов письменное заверение, что он неповинен в низложении Игнатия и всегда будет относиться к нему с уважением. Игнатий же наложил отлучение на всех, кто не будет признавать его патриархом. В 859 г. местный Собор в Константинополе признал поведение Игнатия неодобрительным и утвердил Фотия на престоле.

Для прекращения разномыслия император, по совету Варда, решил созвать большой Собор и пригласить на него папу Николая I, который поспешил воспользоваться этим случаем, чтобы сделаться судьей Восточной Церкви. Он отправил на Собор двух легатов и с ними письма к императору и патриарху Фотию. Императору он надменно писал, что тот будто бы поступил вопреки церковным правилам, низложив одного патриарха и поставив другого без ведома папы Римского.

В 861 г. в Константинополе действительно состоялся Собор в присутствии папских легатов. Но здесь восточные отцы действовали независимо от влияния папы. Игнатий был признан низложенным, а Фотий — законным константинопольским патриархом. Определения Собора были отправлены с легатами к папе для сведения. Патриарх Фотий присоединил к этому еще и свой ответ на письмо папы, в котором с достоинством объяснял, что он принял патриарший сан против своей воли.

Папа Николай был крайне недоволен исходом дела на Соборе и письмом Фотия. Он написал императору Михаилу письмо, в котором, принимая тон судьи, высказывал, что он не признает определений Собора относительно Игнатия и Фотия. В письме к Фотию папа опять доказывал незаконность его поставления в патриархи, замечая, что если в Константинополе и нет запрещающих правил, то они имеются в Римской Церкви, которая есть глава всех Церквей.

В Константинополе, конечно, не послушались папы. Император послал ему резкое письмо, в котором написал, что Константинопольская Церковь не признает за ним права быть главой и судьей Вселенской Церкви. Папа ответил таким же резким письмом — и разрыв между Церквами начался.

Вопрос об управлении Болгарской Церковью еще более усилил неприязненные отношения между двумя Церквами. Как известно, болгарский царь Борис принял крещение в 864 г. Первыми проповедниками христианства в Болгарии были греческие миссионеры, как и первая иерархия — епископы и священники. Опасение подпасть под политическую зависимость от Константинополя побудило Бориса искать церковного союза с Римом, тем более что римские проповедники уже проникли в Болгарию. Борис отправил (865 г.) посольство к папе Николаю I и просил прислать в Болгарию латинских священников. Николай был обрадован таким предложением. После этого греческая иерархия были изгнана из Болгарии и ее место заняла латинская.

Патриарх Фотий собрал Поместный Собор, осудил все римские заблуждения и сообщил об этом окружным посланием всем восточным патриархам, приглашая их на новый Собор. Фотий основательным образом раскрыл перед Собором все вероучительные и канонические заблуждения Римской Церкви и предложил свергнуть с престола папу Николая, о чем было решено просить западного императора Людовика.str8888

Однако вскоре император Михаил III был убит, благодаря интригам Василия Македонянина, который сам стал императором. В его политические расчеты не входил разрыв с папой, поэтому он решил низложить Фотия и восстановить Игнатия. В Рим, к папе, было отправлено унизительное для Восточной Церкви письмо. Николай не дожил до такого торжества: он умер до приезда посольства.

Адриан II, новый папа, поспешил воспользоваться обстоятельствами. Он созвал в 868 г. в Риме собор, предал Фотия и его приверженцев проклятию, публично сжег определения Константинопольского Собора 867 г. против Николая, присланные ему Василием Македонянином, и затем отправил в Константинополь своих легатов, чтобы окончательным решением дела Фотия и Игнатия доказать там свою власть. В Константинополе в 869 г. состоялся собор, считающийся на западе восьмым Вселенским. На нем Фотий был низложен и предан проклятию, а Игнатий восстановлен, но что всего хуже, на этом соборе Восточная Церковь согласилась на все требования папы и подчинилась ему. Греческие епископы только после собора поняли, какую ошибку они сделали. Когда легаты представили императору соборные акты, он сначала отобрал их, но потом возвратил. Зато в вопросе о Болгарской Церкви восточные епископы, и даже патриарх Игнатий, оставались непреклонными.

Фотий, после низложения, в 869 г. был сослан в заточение. Свое стесненное положение он переносил с необыкновенной твердостью, не переставая восставать против подчинения восточной Церкви Римской. Он успел даже возбудить к себе сочувствие сторонников Игнатия и самого императора Василия, который призвал его из заточения к своему двору и поручил ему воспитание своих детей. В то же время Фотий помирился с Игнатием. После смерти Игнатия, император предложил Фотию занять патриарший престол. Для снятия осуждения с Фотия состоялся Собор в 879 г. Новый папа Иоанн VIII согласился признать Фотия патриархом, но поставил условие, чтобы Фотий свое восстановление признал милостью папы и отказался управлять болгарской церковью. Папские условие не были выполнены.

Папские легаты должны были согласиться на снятие осуждения с Фотия и восстановление с ним общения Римской Церкви. Они даже не возражали, когда на Соборе был прочитан Никейский символ веры без прибавления — от Сына (filioque). Было подтверждено не изменять его под угрозой проклятия. Папа Иоанн VIII ясно увидел, что Фотий не сделает ему никаких уступок и не подчинится его влиянию, и потому предал его новому проклятию.

Окончательное разделение Церквей в 11 в.

После Фотия, во второй раз низвергнутого с престола в 886 г. Львом Мудрым, и до середины 11 в. сношения между Церквами Восточной и Западной были довольно неопределенны и редки. Общались с папами только византийские императоры по личным побуждениям.

В середине 11 в. папой был Лев IX, а константинопольским патриархом — Михаил Керулларий. Лев IX всеми силами старался восстановить поколебавшееся папское влияние как на западе, так и на востоке. Константинопольскому патриарху принадлежали в то время некоторые Церкви в южной Италии, и папа прежде всего там старался упрочить свое влияние.

Михаил Керулларий решился положить конец папским проискам. Он закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви, для прекращения соблазна православных, и поручил в1053 г. архиеп. Болгарскому Льву написать обличительное послание против латинских нововведений. Папа, хотя и желал по политическим расчетам мирных отношений с Востоком, но все-таки в ответ на послание Льва Болгарского написал Михаилу Керулларию, что никто не смеет судить апостольскую кафедру.

Так как византийский император Константин Мономах (1042-1054 гг.), тоже по политическим расчетам, желал мира с папой, то папский ответ был принят благосклонно. Даже более, император и папа хотели утвердить прочный мир между Церквами, и для этого папа прислал в Константинополь своих легатов. В их числе находился кардинал Гумберт, человек горячий и высокомерный. Легаты, под видом примирения Церквей, начали действовать в пользу Римской кафедры. Так, Гумберт издал опровержение на послание Льва Болгарского. Наконец легаты, не надеясь подчинить своему влиянию патриарха, написали акт отлучения на него и на всю Греческую Церковь, обвиняя ее во всевозможных ересях, положили его торжественно во время богослужения на престол Софийской церкви и покинули Константинополь.

Наглость папских легатов восстановила против них все население столицы. Патриарх на заседании своего «постоянного» синода 20-го июля составил соборное послание, в котором осудил действия папских послов, а составителей отлучительной грамоты предал проклятию. В известительной грамоте говорилось, что легаты были ложные и действовали без ведома и папского уполномочия. Так как действительно папа Лев IX умер 19 апреля 1054 г., за два месяца до окончательного разрыва, то не без основания можно заключить, что легаты были исполнителями воли сильной партии кардиналов римских и в своих действиях опирались на живших в греческой империи латинян, о которых и упоминал патриарх.

Так и произошло событие, которое считается моментом окончательного раскола Церквей. Но для современников оно прошло почти незамеченным – общение восточных и западных христиан продолжалось и после этого. В наших святцах есть западные святые, скончавшиеся после 1054 г., мы отмечаем перенесение мощей свт. Николая в Бари в 1087 г. Однако серьезные и глубокие богословские расхождения между двумя половинами христианства привели, в конце концов, к разделению, очевидному для всех.

Печатается по книге: Н. Д. Тальберга «История Церкви»