Музыка – живое дыхание богословия

  str13-1В истории церковного музыкального искусства есть немало композиторов-творцов, имена которых мы узнаем даже без упоминания эпохи, страны или музыкального направления, к которым принадлежат эти авторы. Д. Бортнянский, П.Чайковский, С.Рахманинов – корифеи, знакомые самому неискушенному слушателю церковной музыки. Есть и другие авторы, стоящие как бы в тени, малознакомые широкой слушательской аудитории. Но что удивительно, у людей, посещающих храм, всегда на слуху церковные сочинения этих композиторов. Их произведения звучат повсеместно на богослужениях, становясь «обиходными». Мелодические распевы таких песнопений сопровождают церковную жизнь прихожан. Часто мы не знаем имени композитора, написавшего то или иное песнопение, но его мелодия, распев глубоко западает в нашу душу, становясь ее частью. Среди малоизвестных авторов можно встретить имя Сергея Зосимовича Трубачева – композитора с непростой творческой судьбой, посвятившего всю свою жизнь служению Церкви Божией.

Диакон Сергий Трубачев (1919 – 1995) происходил из рода потомственных священнослужителей Великоустюжской (Архангельской) епархии. Его отец – протоиерей Зосима – служил и регентовал церковным хором. Учителем и духовным наставником о. Зосимы был известный богослов и ученый священник Павел Флоренский. Начало 20 столетия было тяжелым временем атеизма и церковного раскола, репрессиям подверглась и семья Трубачевых. Частые аресты, ссылки и преследования власти не сломили решимости о. Зосимы к священническому служению, он продолжал свой пастырский подвиг. В 1938 г. протоиерей Зосима был отправлен в Таганскую тюрьму и расстрелян. На Архиерейском соборе в 2000 г. о. Зосима прославлен в сонме новомучеников Российских – память 13/26 февраля. После смерти отца семья Трубачевых переехала в Сергиев Посад. С этих пор вся жизнь Сергея стала неразрывно связана с этой твердыней русского Православия.

Именно от своего отца Сергей Зосимович унаследовал музыкальное дарование и духовные устремления. С ранних лет мальчик прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Отец обучил его нотной грамоте и игре на фортепиано. В 1936 г. он поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных на фортепианное отделение, но учеба была прервана призывом в армию и Великой Отечественной войной. Лишь через 6 долгих лет он продолжил обучение в училище и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, где освоил теоретико-композиторские навыки.

В 1950 г. Трубачев поступил в Московскую государственную консерваторию на оперно-симфонический факультет и окончил его с отличием. В это время Сергей Трубачев женился на дочери о. Павла Флоренского Ольге (в школе они были одноклассниками). Супругов сближал и тот факт, что они являлись детьми репрессированных «врагов народа». К сожалению, это накладывало отпечаток на общественную деятельность молодого дирижера: на сценах звучал репертуар, обязательный для советского музыкального мира; о работе, связанной с церковными хорами, и исполнении церковной музыки на концертной эстраде не могло быть и речи.

Сергей Зосимович начал работу дирижера симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, одновременно создал Петрозаводскую хоровую капеллу, осуществил фондовые записи карельских композиторов. Чуть позже возглавил кафедру оркестрового дирижирования в институте им. Гнесиных, где работал до пенсионного возраста. За годы работы на кафедре им было написано большое количество методических статей, посвященных дирижерскому исполнительству.

В 1975 г. Трубачеву предложили помогать Издательскому отделу Московской Патриархии в подготовке нотных приложений к изданиям Октоиха, Ирмология, Триоди и Минеи. На то время Сергей Зосимович уже имел опыт работы в переложении нотных образцов для оркестра и выступал как автор нескольких музыкальных произведений. Работа в Издательском отделе была настоящей удачей. Он очень бережно и трепетно относился к церковным музыкальным рукописям, стараясь не вносить нелогичных корректив и поправок. Таких же строгих правил записи нотного текста он требовал и от других корректоров отдела. Один из назидательных случаев вспоминает современный церковный композитор Г.Н. Лапаев: «Мне было поручено перевести партитуру П. Турчанинова из трех строк в две с использованием сложившихся современных правил записи. Я, будучи практикующим регентом, пошел дальше и в некоторых тактах позволил себе исправить и голосоведение. Сергей Зосимович, проверяя при мне партитуру, заметил изменения: “Нет, ну что Вы! Разве можно? Ведь это же Турчанинов, классика! Я Вас понимаю, но нас с Вами никто не поймет!”». Удивительно, насколько значимыми и важными были для Трубачева старинные рукописные тексты; даже своего рода «опечатки» композиторов прежних времен корректор пытался объяснить и доказать их логичность – ведь именно такого звучания, возможно, искали авторы песнопений.

Проживая с семьей в Сергиевом Посаде, Трубачев часто посещал Троице-Сергиеву Лавру. Здесь его особенно привлекало пение монастырского хора, которым управлял архимандрит Матфей (Мормыль). Однажды Сергей Зосимович подошел к о. Матфею, чтобы обсудить особенности одного из песнопений. Это стало началом их дружеских отношений, основанных на профессиональных интересах. Архимандрит Матфей начал приглашать Трубачева на спевки, советовался с ним и однажды пожаловался на однообразность репертуара монастырского хора.

Сергей Зосимович откликнулся на желание регента внести в пение новое звучание и выполнил обработку одного из песнопений. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. В дальнейшем Трубачев стал писать не только обработки, но и самостоятельные сочинения, предлагая их к исполнению. Архимандрит Матфей, являясь автором многих произведений для церковного клироса и глубоким знатоком хорового дела, оказал на творчество Трубачева самое плодотворное влияние. Он был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем этих произведений. В то же время, Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение песнопения, будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал ценные советы регенту и хоровому коллективу в отношении исполнительской культуры. В таком содружестве проявились черты соборного церковного творчества, которое приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые церковные чинопоследования (Пассия, царские часы, утреня Великого Пятка, Погребение Пресвятой Богородицы, Служба в память 1000-летия Крещения Руси).str13-2

Например, сейчас невозможно представить великопостную службу Пассии без стихиры «Днесь висит на древе», распетой и гармонизованной С.З.Трубачевым по шестому гласу напева Валаамского монастыря. Сдержанное по своему строению произведение звучит вполне в духе простых речитативных мелодий, свойственных гласовому пению, но, вместе с тем, отличается большой молитвенной глубиной, сообщаемой мелодией напева. Это одно из самых сильных песнопений Трубачева, оно настолько органично вошло в состав богослужения, что скоро получило широкую известность и стало исполняться не только в храмах Москвы, но и в других городах России и зарубежья.

К Трубачеву стали обращаться регенты различных приходов с просьбой выполнить обработку какого-либо сочинения для определенного состава хора или написать песнопение для вновь прославленного святого. Произведения автора и его обработки стали исполнять на концертах, в которых участвовали лаврский хор и хоровой коллектив Регентской школы, хоры Данилова и Валаамского монастырей.

В своих гармонизациях старинных древнерусских распевов и монастырских напевов Сергей Зосимович продолжал традиции композиторов Синодального училища. Во многом он опирался на теоретические и практические наработки А. Кастальского, П. Чеснокова и других композиторов московской школы. Музыка С. Трубачева – живое дыхание богословия. Она пронизана духом молитвы. В основе заложена древняя мелодия, которая «отшлифовывалась» веками, композитор лишь облек ее в гармонию нового времени, даровал ей вторую жизнь. Сам автор писал: «Основное назначение церковного пения – быть выражением молитвы… Если православная иконопись есть “умозрение в красках”, то церковное пение – богословие в звуках».

Не удивительно, что именно знаменный распев – высшее проявление певческого творчества Древней Руси – стал первенствующим в композициях автора. В знаменных мелодиях Трубачева привлекали строгость распева, ритмическое своеобразие текстово-музыкальной ткани, а самое главное, молитвенность и отрешенность. Именно знаменный распев стал праосновой создания «Малого славословия», «Великого славословия», «Песни Богородицы» – произведений, широко известных в церковной практике. В переложениях старинных распевов раскрылось великое дарование Трубачева – бережного собирателя и хранителя истории церковной музыкальной культуры.

Параллельно с сочинением духовной музыки Трубачев ведет активную просветительскую деятельность: пишет статьи о церковном искусстве, об истории Сергиева Посада и его окрестностей. Помогает в постановке клиросного пения многим храмам, расположенным вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Принимает активное участие в подготовке к изданию большинства сочинений о. Павла Флоренского. Участвует в создании в Сергиевом Посаде Музея Павла Флоренского и становится первым экскурсоводом этого музея. Пишет воспоминания о своем отце – священномученике Зосиме Трубачеве.

В 1990 г. Сергей Зосимович по настоянию своего духовного наставника архимандрита Кирилла (Павлова) обращается в Московский Патриархат с прошением о рукоположении его в диаконский сан. Рукоположение состоялось 20 августа 1995 г. в Покровском храме Московской Духовной академии. Указом Святейшего Патриарха Алексия II диакон Сергий Трубачев был определен «к служению в Троице-Сергиевой Лавре и ее скитах сверхштатным диаконом». Принятие священного сана было для о. Сергия давним и сокровенным желанием, на исполнение которого он не решался и не надеялся многие годы. Несмотря на состояние здоровья и 76-летний возраст, диакон Сергий старался служить как можно чаще.

Одновременно со служением продолжал писать церковную музыку. Последним его произведением, почти завершенным, стали «Блаженны». В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству. В ночь с 19 на 20 октября, под день памяти святых Сергия и Вакха, о. Сергия срочно госпитализировали в Сергиево-Посадскую центральную районную больницу. 25 октября 1995 г. он скончался от обширного инфаркта миокарда.

Отпевание диакона Сергия состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры и было необыкновенным по своему торжественно-ликующему настрою. Общее руководство тремя хорами – лаврским, академическим и Регентской школы – осуществлял архимандрит Матфей. Собралось такое множество людей, которое можно было увидеть лишь в дни церковных праздников. Редкое отпевание проходит с такой полнотой, величавой торжественностью и музыкальной насыщенностью. Погребли о. Сергия на Благовещенском кладбище, откуда Лавра видна как на ладони и слышны звуки лаврского благовеста.

Сейчас интерес к произведениям и личности диакона Сергия Трубачева только увеличивается. В настоящее время организуются концерты, составленные из произведений автора, выставки, посвященные жизни и творчеству музыканта, публикуются статьи и исследования, раскрывающие черты стиля церковной музыки композитора, вышел в свет сборник авторских сочинений Сергея Трубачева. Песнопения композитора исполняются на богослужениях повсеместно, записываются на музыкальные диски и входят в репертуар многих профессиональных академических хоров России. Творческое наследие диакона Сергия Трубачева, наряду с произведениями признанных мастеров духовной музыки, занимает заслуженное место в сокровищнице церковного искусства. Вся его творческая жизнь была направлена на возрождение церковного пения в России, а главное – во славу и благодарение Бога.

Вера Попечителева