В воспоминание Господа нашего Иисуса Христа

2015-09-05-24В любом Православном храме, где совершается Божественная Литургия, после богослужения прихожанам раздаются просфоры. Этот обычай уже давно вошел в традицию Православного прихода и на сегодняшний день воспринимается как нечто само собой разумеющееся. От того, что это все так просто, обыденно и привычно, многие, не замечая смысла и символики, запечатленной в просфоре, относятся к ней без почитания и должного уважения. Если же более пристально посмотреть на просфору, то будет видно, что она является одним из основных компонентов для совершения Евхаристии.

В любом Православном храме, где совершается Божественная Литургия, после богослужения прихожанам раздаются просфоры. Этот обычай уже давно вошел в традицию Православного прихода и на сегодняшний день воспринимается как нечто само собой разумеющееся. От того, что это все так просто, обыденно и привычно, многие, не замечая смысла и символики, запечатленной в просфоре, относятся к ней без почитания и должного уважения. Если же более пристально посмотреть на просфору, то будет видно, что она является одним из основных компонентов для совершения Евхаристии. Другая необходимая составляющая таинства Евхаристии это вино.

Свое название, просфора получает от греческого слова, которое в переводе означает «Приношение». В первые века христианской эпохи, когда ещё не существовало развитого богослужебного обряда, верующие совершали Евхаристию по примеру Господа нашего Иисуса Христа, совершившего Тайную Вечерю со своими учениками. Подобные первые христианские собрания назывались «Агапы» или «Вечери Любви». Всё необходимое для трапезы и Евхаристии приносилось верующими христианами и поэтому называлось «приношение» – просфора, а имена жертвователей произносились в молитвенных поминовениях во время Вечери. В конце Вечери, после трапезы, кто-нибудь из старейших и авторитетных христиан благословлял хлеб и вино и, преломляя Святой Хлеб, раздавал его вместе с Божественной Кровью собравшимся для причастия.

С развитием богослужения и перенесением Литургии в специально отведенные для этого помещения – храмы, агапы теряют своё Евхаристическое значение. На одном из соборов IV века окончательно запрещается совершение Евхаристии на Вечерях любви. А агапы уже не дозволяется проводить в храмах. С этого времени просфорой называют не всё то, что приносят в храм, а лишь специальный хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Просфора представляет собой квасной (дрожжевой) хлеб кругловидной формы, состоящий из двух частей — верхней и нижней. Сверху просфора запечатлевается особой печатью в виде равноконечного креста с буквами ИС и ХС в верхней части печати и НИ и КА в нижней части. Эти буквы обозначают «Иисус Христос – Победитель» и напоминают о видении креста на небе, которое явилось Константину Великому перед решающей битвой. Две части просфоры символизируют два начала Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Хлеб, используемый для богослужения, должен быть свежим и пропеченным, и ни в коем случае недопустимо потребление чёрствых, заплесневелых и недопеченных просфор. Стоит также отметить, что для изготовления просфор используются только качественные компоненты – свежая просеянная мука высшего сорта, чистая вода и дрожжи.

Просфоры разделяются на непосредственно богослужебные, которые используются для совершения Проскомидии, и «заказные», из которых вынимаются частицы о здравии и об упокоении христиан. Записки с их именами подаются верующими для поминовения на Божественной Литургии. Слово Проскомидия также имеет греческое происхождение и означает «принесение». В древности оно указывало на время подготовки к Вечери Любви, а сегодня обозначает момент богослужения, когда священнослужитель приготавливает всё необходимое для совершения Божественной Литургии. Сегодняшний чин Проскомидии окончательно сформировался лишь к ХVI веку, до этого количество богослужебных просфор не регламентировалось, число которых могло варьироваться от одной до девяти в зависимости от местности и традиции. Также на Руси долгое время сохранялся обычай совершения Проскомидии диаконом. В современной литургической практике Русской Церкви Проскомидию имеет право совершать только священнослужитель и использовать для этого только пять просфор.

Из первой просфоры священнослужитель копием вырезает Евхаристический Агнец правильной кубической формы, на верхней плоскости которого остается крестообразная печать с буквами ИС ХС и НИ КА. От нижней плоскости Агнец крестообразно прорезается до печати и разделяется на четыре части, но засчет неповрежденной печати остаётся целым. Затем Агнец полагается в центр дискоса, а священник со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» делает на правой стороны Агнца надрез. Таким образом, мы видим, что Проскомидия одновременно символизирует собой и Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и его Крестную смерть. Часть просфоры, оставшаяся после вырезания Агнца, называется «Антидор». Греческое слово антидор происходит от греческих же слов «анти» — вместо и «диорон» — дар, и точный перевод этого слова — вместодарие. Обычно после Литургии антидор раздается верующим, которые по каким-либо причинам не смогли причаститься.

Из второй просфоры вынимается частица с упоминанием Пресвятой Богородицы и полагается на дискос с правой относительно Агнца стороны. Далее, приняв третью просфору, священник вынимает из неё девять частиц. Восемь из них соотносятся с различными чинами святых угодников, а девятая вынимается за одного из авторов Божественной Литургии. Эти частицы кладутся с левой стороны относительно Агнца. Отдельное расположение частицы Пресвятой Богородицы от других частиц показывает её исключительную чистоту и святость и особенно выделяет её из ликов всех остальных святых.

Из четвертой просфоры вынимается две частицы за живых. За священноначалие и священнический чин, и вторая о богохранимой стране, властях и воинстве. Эти частицы располагаются на дискосе ниже Агнца, ещё ниже полагается одна частица, вынимаемая из последней пятой просфоры. Эта частица за всех усопших Православных христиан. После этого ещё раз взяв четвертую просфору, священник со словами: «Помяни, Господи, моё недостоинство», вынимает одну частицу за себя.

Теперь вещество для Таинства считается приготовленным, и на дискосе видно символическое изображение устройства Святой Церкви, где в центре всего Христос, рядом с Ним Пресвятая Богородица и святые, ниже Церковь воинствующая – земная и усопшие. Затем, на дискос ниже Агнца священник полагает частицы, вынутые из заказных просфор с поминовением имен живых и усопших Православных христиан. В заключение Проскомидии совершается каждение и покровение приготовленных Даров.

На Литургии после слов «Святая святым», перед причастием священнослужителей, происходит раздробление Агнца. Священник разламывает скрепляющую Агнец печать и освободившиеся части кладет на дискос с четырех сторон, это символизирует раздаяние Тела и Крови Христа всем верующим для причастия. После причащения мирян совершается ещё одно важное священнодействие: — частицы, оставшиеся на дискосе, ссыпаются в Потир и погружаются в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде…». Это действие является видимым изображением плодов Голгофской Жертвы Спасителя, который Крестной Смертью искупил грехи людей, омыв их Своей Кровью.

Раскрытие смысла и символики Православного богослужения показывает нам важное значение просфор. Это не просто хлеб, раздаваемый по обычаю, а одна из Великих святынь Православной Церкви, требующая уважительного и благоговейного отношения, как со стороны священнослужителей, так и мирян. Просфоры не должны быть попираемы. Принесенные в свои дома прихожанами, они должны храниться в чистом месте отдельно от других продуктов. Вкушать просфору нужно с молитвой и натощак, можно запивать святой водой. Если допущена порча просфор, ни в коем случае нельзя их выкидывать вместе с остальным мусором. Такие просфоры необходимо принести для сжигания в храм, либо опустить в чистый водоём.

Иерей Павел Усов