Подвиг иконописания преподобного Андрея Рублева

2012-07-20-2В 2010 г. мировая общественность по инициативе ЮНЕСКО отмечала 650-летний юбилей великого иконописца – прп. Андрея Рублева. К юбилею приурочены международные научные конференции, выставки, торжества. В Третьяковской галерее открывается экспозиция, которая впервые собрала воедино немногочисленные, но исключительные по своему художественному уровню произведения, связанные с именем самого прославленного из средневековых русских художников.

Как заметил известный исследователь творчества Андрея Рублева Олег Германович Ульянов, «в русской культуре есть вершины, которые неподвластны реке времен и, взирая на которые, нация способна обрести пути спасения даже в самую тяжелую годину. Во время Великой Отечественной войны русскому народу были возвращены великие имена из его героического прошлого – Александра Невского и Дмитрия Донского, а вместе с ними и Андрея Рублева». В 1943 г. впервые вышло отдельное издание творческой биографии знаменитого древнерусского иконописца, подготовленное М.В.Алпатовым.

До сих пор не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписывается ему по преданию или на основе стилистического анализа. И хотя он был известен и почитаем при жизни, особо прославляем уже с конца 15 в., превратившись после смерти в легендарную фигуру, «открытие» Рублева принадлежит веку двадцатому. Изучение его творчества стало возможным лишь после того, как научились расчищать древние иконы, столетиями скрывавшиеся под слоями поздних записей и потемневшей олифы. Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения исторических источников, которые стали использовать для планомерных разысканий произведений прп. Андрея Рублева.

Нынешняя юбилейная дата достаточно условна. Неизвестно, когда точно родился прп. Андрей Рублев; большинство исследователей считает годом его рождения1360-й, по другой гипотезе, рождение великого иконописца пришлось на конец 40-х гг.14 в. Все литературные источники единодушно отмечают, что он был монахом. По косвенным историческим свидетельствам можно судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андронников монастырь в Москве, основанный на берегу Яузы свт. Алексием. Андрей – монашеское имя Рублева. Возможно, Рублев подвизался в монастыре еще при первом его игумене, прп. Андронике. Духовная жизнь его была теснейшим образом связана с кругом прп. Сергия Радонежского, а имя его как иконописца – исключительно с историей московской художественной школы.

Прп. Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в., но важным истоком формирования его искусства является живопись московской школы с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции киевской и владимиро-суздальской живописи 12-нач.13 вв. Образы Рублева в целом адекватны образам византийского искусства того времени, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением. Лица – русские с некрупными чертами, светлые и благообразные. Во всем – отблески гармонии рая и одновременно – расположенность к человеку, доброта.

Все произведения прп. Андрея Рублева происходят из Москвы либо из подмосковных городов и монастырей. Известно, что Рублев неоднократно работал для московского великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, что его заказчиком был второй сын Донского – Юрий Звенигородский. Наиболее ранними свидетельствами о преподобном являются сообщения Троицкой летописи о росписи «чернецом» Андреем Рублевым вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца в 1405 г. Благовещенского собора Московского кремля. Участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует иконописца как уже достаточно признанного мастера.

Второе летописное известие повествует о работе Рублева в 1408 г. над росписью Успенского собора во Владимире, где в то время была резиденция главы Русской Православной Церкви. Здесь Рублев упомянут вместе с Даниилом «иконником», более известным под именем Даниила Черного – «содругом» и «спостником» прп. Андрея Рублева. Московский князь Василий Дмитриевич предпринимает обновление Успенского собора, разоренного ордынскими завоевателями, как необходимый и закономерный акт, связанный с возрождением после победы на Куликовом поле духовной и культурной традиции Руси. От работ того времени во Владимирском соборе до нас дошли иконы иконостаса, а также фрески, частично сохранившиеся на стенах.

Следующей по времени создания работой Андрея Рублева предполагают так называемый Звенигородский чин, состоящий из трех поясных икон: Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (собрание ГТГ). Иконы были обнаружены известным реставратором Г.О.Чириковым в 1918 г. во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских древнего княжеского храма Юрия Звенигородского.

Деисусный чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Центральная икона деисуса «Спас» отмечена особой значительностью. Рублев утверждает здесь принципиально отличный от византийского иконографический тип Христа. Образ как бы утрачивает известную отвлеченность и предстает более близким человеку, внушающим доверие и надежду. Мастер наделяет лик славянскими чертами внешне и дает их ощутить во внутреннем складе, в особой тональности состояния: ясности, благожелательности, деятельном участии. Спас Андрея Рублева – воплощение типично русской благообразности. Несмотря на фрагментарно сохранившиеся лик и полуфигуру, впечатление от образа столь полное и завершенное, что говорит о принципиальном значении в искусстве Рублева выразительности именно лица, глаз. В этом он следует заветам домонгольского искусства, оставившего прекрасные примеры психологической выразительности ликов (например, «Богоматерь Владимирская»).

В отличие от экспрессивности византийских ликов на иконах того времени, достигающейся контрастом коричнево-зеленого подкладочного тона со светлым, сильно разбеленным слоем последующей моделировки, лики на иконах Рублева написаны исключительно мягкими светлыми тонами. Рублев предпочитает мягкую светотеневую манеру, так называемую плавь, и в несколько слоев положенные тона, с учетом просвечивания более ярких подкладочных через прозрачные и светлые верхние. Черты лика проходились уверенным каллиграфически четким верхним коричневым рисунком. Моделировка формы завершалась очень деликатно положенными белильными «движками». Они в ликах рублевского круга писались не так активно и были не столь многочисленными, как у Феофана и греческих мастеров.

2012-07-20-1Предполагаемый заказчик Звенигородского чина Юрий звенигородский был крестником прп. Сергия Радонежского и воздвиг над его гробом каменный Троицкий собор. В 1420-х гг. прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный были приглашены вторым игуменом Троицкого монастыря прп. Никоном расписать новый собор. Именно из его иконостаса происходит знаменитая «Троица» Андрея Рублева, которую он написал «в похвалу» прп. Сергию Радонежскому.

Со второй половины 14 столетия резко увеличивается количество икон, изображающих Троицу. Именно Троице посвятил прп. Сергий Радонежский основанный им монастырь. Для прп. Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Епифаний Премудрый пишет в своем «Житии Сергия», что последний возвел храм Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это согласуется и с практической деятельностью прп. Сергия Радонежского, выступавшего против княжеских ссор и междоусобиц.

Была и еще одна причина распространения икон Троицы: антитринитарные ереси. На Стоглавом соборе 1551 г. к числу проблемных тем были отнесены и разночтения относительно толкования иконы Троицы. В результате Собором было принято каноническое решение считать за образец иконы, которые писали греческие живописцы и «как писал Андрей Рублев». Доступная каждому по своему эмоциональному строю, «Троица» прп. Андрея Рублева представляет собой идеальное воплощение сложного богословского содержания. От более ранних икон на аналогичный сюжет она отличается тем, что фигуры Авраама и Сарры не написаны Рублевым сознательно. В иконе представлено не гостеприимство Авраама, а выражена идея единства и нерасторжимости Трех Лиц Троицы. Здесь мы впервые наблюдаем равное значение Ангелов. Евхаристическим символом иконы является чаша на Престоле. Происходит мысленный диалог, беседа двух Ангелов: Отец обращается к Сыну и указывает ему на необходимость искупительной жертвы, а Сын отвечает согласием на волю Отца. Третий Ангел присутствует как Утешитель, как символ грядущего Воскресения. Здесь представлен акт величайшей жертвы любви и акт величайшего послушания.

Внешне кажущаяся крайне простой, икона выполнена с изощренным композиционным мастерством. В основе композиции – круг; построение по кругу помогло создать настроение торжественного покоя и особой просветленности. Линия – это наиболее сильное средство искусства Рублева – властно подчиняет себе все. Спокойно, мягко и плавно она возникает, появляется и исчезает, в разных положениях, но в одном направлении, воплощая идею бесконечности и нераздельности. Не только Ангелы, но и дерево, скала и дом включаются в круговорот форм. Этот медленный, текучий ритм создает настроение возвышенного безмолвия. В мировой живописи найдется не много произведений, равных шедевру Рублева по своим краскам. Время лишило их силы цвета, но оно оказалось не в состоянии лишить их символики и тонко продуманных соотношений. Краски Рублева не звонкие, а певучие, соотношение их удивительно гармонично.

В известной лекции писателя и философа Е.Н.Трубецкого так выражена идея этого произведения: прп. Сергий «молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России». Можно говорить о том, что в эпоху Сергия Радонежского была найдена наша национальная идея, которую воплотил образ Троицы Андрея Рублева. Известна крылатая фраза священника Павла Флоренского: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».

Важные сведения о прп. Андрее Рублеве, неизвестные по более ранним источникам, записал в конце 15 в. прп. Иосиф Волоцкий. Он же был одним из первых знатоков и собирателей рублевских икон, и с собой на Волок из Пафнутьев – Боровского монастыря принес три иконы «Рублева письма Андреева» как вклад в будущую обитель. Из описей этого монастыря стало известно, что иконы рублевского письма почитались очень высоко, а стоимость их уже в то время приравнивалась к цене нескольких деревень. «Отвещание» прп. Иосифа Волоцкого донесло до нас черты духовного облика прп. Андрея Рублева, который через «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве» сумел «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». В праздничные дни, когда нельзя было заниматься иконописанием, Андрей Рублев и Даниил созерцали иконы «и, на тех неуклонно зряще, Божественные радости и светлости исполняхуся».

Последней работой прп. Андрея стало украшение фресками родного Спасо-Андронникова монастыря. В третьей редакции жития прп. Сергия Радонежского Пахомий Серб пишет об Андрее Рублеве как «иконописце преизрядном, всех превосходящем в мудрости зелне» и «подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отец своих» новый Спасский собор Андронникова монастыря. Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Умер Андрей Рублев в 1430 г. и был похоронен на монастырском кладбище. Там же был похоронен и его неизменный «содруг» Даниил.

Образ Живоначальной Троицы прп. Андрея Рублева стал для всего мира символом Православия и вершиной русского искусства. В1988 г. состоялось общецерковное прославление Андрея Рублева в лике святых. Память преподобного 17 июля (н.ст.). В 1947 г. постановлением правительства в стенах монастыря, где подвизался и был погребен Андрей Рублев, был учрежден музей древнерусского искусства его имени. В настоящее время в Спасском соборе возобновлены богослужения.

Ирина Воронихина