«Нет ничего сильнее Церкви…» Из сочинений свт. Иоанна Златоуста

Нет ничего сильнее Церкви Христовой… Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, а Церковь победить никакая сила не может. Церковь – Божия, а Бог всего сильнее…

Я (Бог) стал человеком и воспринял плоть, чтобы соделать вселенную Церковью. Ради этой Церкви утверждено небо, излилось море, распростерт воздух, основана земля, насажден рай… дан закон, совершались чудеса… Ради Церкви являлись пророки, ради нее – же апостолы. И к чему мне говорить многое? Ради Церкви сделался человеком Единородный Сын Божий; как об этом говорит Писание: Иже убо Своего Сына не пощаде (Рим. 8, 32). Бог не пощадил Своего Сына, чтобы пощадить Церковь. Ради нее Он излил кровь Своего Сына. Эта кровь орошает Церковь, поэтому произрастения последней не могут засохнуть и не теряют своих листьев… Благодать Духа возделывает Церковь; поэтому последняя неразрушима. Однако не то удивительно, что она неразрушима, но то, что неразрушима, несмотря на множество нападающих на нее врагов. Сколь многие искони враждовали против Церкви… ужели ты питаешь надежду преодолеть Церковь? Конечно, ты не в силах сделать это. Христос объявил: врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Легче уничтожить небо и погубить землю, нежели достигнуть того, чтобы в каком-либо отношении пострадала Церковь. Сам Христос говорит: небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35)… Какие слова? Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою (Мф. 16, 18)… Не сказал: на Петре, потому что Он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф.16,16). Церковь назвал скалою, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушения, но не побеждается ими. Итак, что значит на камени? Исповедание состоит в словах… Исповедания же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами.

Нет ничего, человек, сильнее Церкви; прекрати войну, чтобы тебе не разрушить своей силы, не вноси войны на небо.

Сколько врагов восставало против Церкви, и однако она никогда не была побеждена? Сколько властителей? Сколько военачальников? Сколько царей… Люди образованные, сильные сколько восставали, против нее, еще младенчествовавшей, и однако не искоренили ее, но восстававшие уже не воспоминаются и преданы забвению, а та, против которой восставали превозносится выше неба. Ты не смотри на то, что Церковь находится на Земле, но на то, что она жительствует на небе. Откуда это видно? Показывают самые дела. Была война против одиннадцати учеников; вся вселенная воевала против них, но те, против кого воевали, победили, а воевавшие побеждены; овцы преодолели волков… Христос сделал это, чтобы показать тебе, что не по естественному порядку вещей, а сверхъестественно и выше обыкновенного порядка совершаются эти дела. Церковь утверждена больше неба… легче погаснуть солнцу, чем уничтожиться Церкви. Кто, скажешь, возвещает об этом? Тот, Кто основал ее. Небо и земля мимоидут, говорит Он, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35). Это Он не только сказал, но и исполнил. Почему же Он основал Церковь тверже неба? Потому что Церковь драгоценнее неба. Для чего небо? Для Церкви, а не Церковь для неба. Небо для человека, а не человек для неба. Это видно и из того, что Он Сам сделал. Христос принял не небесное тело (но человеческое).

Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием; для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые, сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения и через самих противников умножается.

Сила истины не нуждается ни в какой помощи, и, хотя бы тысячи угашали ее, она не только не исчезает, но чрез тех самых, которые стараются повредить ей, выступает блистательнее и возвышеннее, посмеиваясь над неистовствующими и тщетно изнуряющими самих себя…

Церковь не перестает испытывать нападения и побеждать, подвергаться козням и преодолевать их. Чем более иные нападают на нее, тем более она умножается; волны рассеиваются, а камень стоит неподвижно… По слову Божию Церковь непоколебима: врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Кто нападает на нее, тот губит сам себя, а Церковь являет сильнейшею; кто нападает на нее, тот разрушает собственные силы, а наш трофей делает блистательнейшим… Никогда не бойся испытаний, если душа твоя приготовлена к ним. Скорбь не вредит, но соделовает терпение (Рим. 5, 3). Как огонь не портит золота, так и скорбь не вредит доблести. Что делает огонь с золотом? Очищает его. Что производит скорбь в переносящем ее? Терпение. Она возвышает его, прогоняет леность, сосредотачивает душу, делает ум осмотрительнее… Говорю это, чтобы вы никогда не боялись испытаний. Ты камень? Не бойся же волн, т. к. на сем камне, сказал Господь, созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Бывают войны иногда вне, иногда внутри, но ничто не потопит этого корабля.

Много волн и сильна буря, но мы не боимся потопления, потому что стоим на камне. Пусть бушует море,– разрушить камень оно не может. Пусть поднимаются волны,– потопить корабль Иисусов они не в силах.