Непростая экскурсия

iВ школе мне опять досталось. За дело, конечно, но досталось. Я брёл по улице в никуда. Очень хотелось есть. Вдруг около меня остановилась машина, открылась дверца, и я услышал свою фамилию. Меня звали и просили подойти. Словно очнувшись, я подошёл к открытой дверце и увидел инспектора по делам несовершеннолетних. Очень испугался, вспомнив, что именно сегодня я должен был прийти на собеседование к ней в кабинет.

– А я к Вам иду, – вдруг выпалил я.

– Вот и хорошо. Садись в машину. Голос у неё был приветливее, чем всегда. Я сел, и мы поехали. В машине было ещё четверо знакомых ребят старше меня. Кивком головы я спросил: «Куда везут?». Они молча пожали плечами. Мне стало страшно. Газель остановилась возле храма.

– Шапки снимите, – сказала Лидия Александровна, одергивая китель.

Мы вошли во двор. Было чисто и много цветов. Кучкой стояли ещё ребята разных возрастов. Все были притихшие, только один суетился и всё время задавал дурацкие вопросы. К нам вышел священник. Он был похож на большого и красивого дедушку, хотя по возрасту молодой парень. Да, молодой, сильный дедушка в блестящей одежде. Он объяснил нам, как нужно заходить в храм, как и что делать, пригласил войти.

Я первый раз был в храме!

Было спокойно от такой красоты и порядка. Наконец-то я понял, что нас привезли на экскурсию, и повеселел, начал прислушиваться к тому, что говорил батюшка.

– Поднимите руку, кто крещенный. Есть ли у вас крестик?

Вопросы звучали один за другим. Все подняли руки. Что крестиков ни у кого нет, было ясно. Наконец-то женщина принесла батюшке крестики и веревочки. Батюшка стал объяснять, почему нужно носить крестик не снимая, и кто хочет, может взять крестик и надеть его на себя. Меня отвлекли просьбой отдать три рубля женщине, которая держала крестики и веревочки, сказали, что это сдача. Я подержал три рубля, затем положил в карман. Никто на меня не обращал внимания.

Потом нас повели в комнаты, где стояли парты, была доска и много всего висело на стенах. Там женщина, которой я должен был отдать три рубля, начала рассказывать нам о том, чему учат в этом классе других ребят.

Вдруг она стала рассказывать, как будто про меня. Что я живу и думаю, что мои мысли и мои поступки никого не касаются, что отвечать за них буду только я. Но оказывается это не так. За плохие поступки кого-то из рода, отвечают ВСЕ . Плодами хороших поступков тоже пользуются ВСЕ члены рода.

Она начертила схему на доске и попросила каждого, у слова «я», поставить достоинство и недостаток. Ребята подходили к доске и писали каждый про себя. «Я честный», «я добрый», «я сильный», «я умный». Получалось, что достоинство распространилось на весь род.

Вера Григорьевна, так звали учительницу, попросила меня поставить около местоимения «Я» недостаток, например, вор. Получилось, что если я взял чужое без разрешения, то я вор. Это «звание» несли все члены моего рода как настоящие, так и будущие. Я сел и задумался, а ведь точно, если у меня мать пьяница, то все и про меня и про сестру говорят, что мы дети пьяницы, хотя я ненавижу эти бутылки, хоть полные, хоть пустые.

Если у меня отец работящий, так про меня тоже говорят, что я весь в отца – трудолюбивый. Тут я услышал слово «родоначальник». Начало рода. Начальник рода. Учительница стала приво-дить примеры великих людей. И я про себя решил, что буду начальником благородного рода.

Потом мы пили чай с булочками, конфетами и вареньем. Мне стало по-настоящему хорошо. Я полез в карман и нащупал три рубля. Их надо отдать. Как? Вдруг Вера Григорьевна говорит, что неважно, что про вас люди думают, важно, как вы себя называете, какие вы дела делаете, добрые или злые, разрушаете свой род или созидаете.

Я не хотел разрушать свой род и протянул три рубля учительнице.

Она улыбнулась и сказала, что я хорошо усвоил тему урока. Я открыл рот и сказал:

– Это вам.

– Оставь их себе. Если бы ты не отдал их, то про себя знал, что украл. А сейчас ты не украл, потому, что хотел отдать. Сейчас ты остался и при деньгах и в хорошем настроении.

– Когда можно еще придти? – спросил я.

– Каждое воскресение в 11 часов здесь собираются дети, – последовал ответ.

– А можно с друзьями прийти. Только вы эту же тему повторите? – я подумал про сестру и своего друга Вовку.

– Повторю — учительница погладила меня по голове.

– Не обманите? – вдруг спросил я, чтобы она еще постояла рядом со мной.

– Здесь, в доме Божьем лгать нельзя, – Вера Григорьевна перекрестилась.

В воскресенье я собрал ребят, и мы приехали в храм.

Я волновался, а вдруг все пойдет не так и ребятам не понравиться.

Мои опасения были напрасны. Всем понравилось. А главное, что я теперь знаю, почему нужно научиться говорить «нет» другим, а главное себе. Слово «нельзя» для меня приобрело совсем другой смысл.