Евангельские чтения праздника Рождества Христова

ikona-poklonenie-volhvovРождество Христово – второй после Пасхи по значимости и важности праздник Православной Церкви. Всем своим богослужением в этот великий день Святая Церковь раскрывает для верующих величие и значение Боговоплощения в деле домостроительства Божия о спасении человеческого рода. Главнейшим элементом рождественского богослужения являются евангельские чтения всенощного бдения и Божественной литургии.

На утрене всенощного бдения читается отрывок из Евангелия от Матфея – (Мф. 1, 18–25). Этот отрывок начинает описание обстоятельств рождения на земле Сына Божия от Приснодевы Марии. Рассмотрим, какие события описываются в этом чтении и какие уроки мы должны из него извлечь.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (ст. 18–19). Из Предания известно, что Дева Мария до Своего совершеннолетия пребывала (по обету Ее родителей) в Иерусалимском храме и после совершеннолетия должна (и даже обязана) была, как и другие Ее сверстницы, выйти замуж. Но Святая Дева изъявила желание сохранить Свое девство. Ее попечители – первосвященники и священники, по особому откровению Божию, избрали человека, который под видом супружества был бы хранителем Ее девства. Им стал восьмидесятилетний старец Иосиф из рода царя Давида. Он обручился со Святой Девой и вместе с Ней отправился из Назарета в Вифлеем – город, откуда он происходил – для прохождения всеобщей переписи населения. И вот здесь, еще до заключения официального брака, Иосиф обнаружил, что его Обручница «непраздна», то есть беременна. Евангелист Матфей отмечает при этом, что Дева Мария имеет во чреве от Духа Святого. Здесь впервые говорится об осуществлении благовестия Деве Архангела Гавриила: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1, 35), то есть о реализации тайны бессеменого зачатия и Боговоплощения, недоступной ни ангельскому, ни человеческому разумению.

Можно представить, какую «бурю помышлений сумнительных», какое искушение и потрясение испытал праведный Иосиф, увидев свою Обручницу, за Которую он поручился перед первосвященниками, «непраздною». Иосифу, вероятно, оставалось только горячо молиться и просить Бога вразумить и наставить его в этой тяжкой ситуации. Он мог (и даже был обязан) обличить Ее всенародно, предать Ее суровому осуждению по закону Моисееву, но он был кроток и праведен и, зная о прежней равноангельной жизни Марии, не захотел этого делать. Оставить же это событие без внимания и последствий он, как ревнитель Закона, не мог, и вот, он решил без огласки расстаться с Нею – отпустить Ее.

Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (ст. 20–23). Итак, по повелению Бога является Иосифу во сне Архангел Гавриил и разрешает его сомнения и борения откровением о Божественном происхождении зачатого во утробе Девы Младенца – Спасителя мира. Потому и велит наречь Ему имя Иисус, что значит Спаситель. Для уверения Иосифа Ангел напомнил ему, что зачатие Девой Марией во чреве от Духа Святого и рождение Сына Еммануила является исполнением древнего пророчества (Ис. 7, 4). Тайна бессеменного рождения была открыта Иосифу с такой силой, что более не осталось в нем никаких сомнений, и с этого времени он стал преданным спутником и служителем Божией Матери и Богомладенца: Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус (ст. 24–25).

В духовно-нравственном плане этот отрывок учит каждую душу христианскую, которая так же, как и душа Иосифа, обуревается искушениями и сомнениями, обращаться за вразумлением и наставлением к Богу, Который обязательно ответит и через Ангела Хранителя вразумит, развеет сомнения, утвердит в вере, укрепит в служении. Особенно же следует обращаться за помощью к Матери Божией, Которая является для каждой ищущей Бога души «Одигитрией» – Путеводительницей на пути спасения.

Литургийное евангельское чтение повествует о событиях, происшедших вскоре после рождения Богомладенца, а именно о поклонении Спасителю волхвов – восточных мудрецов (Мф. 2, 1–12).

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (ст. 1–2). Кто были эти волхвы? Господь от одной крови произвел весь род человеческий, чтобы люди стремились к Нему: не ощутят ли Его и не найдут ли (Деян. 17, 26–27). И хотя ко времени пришествия Спасителя все народы (исключая народ богоизбранный) были погружены во мрак идолопоклонства, но всё же и в этих народах жива была еще смутная память о потерянном рае, о древних делах Божиих, об обетовании Спасителя. Более всего эта память сохранялась на Востоке, где и жили мудрецы – волхвы, пришедшие в Иерусалим из Персии по пути, указанному необычной звездой, с целью поклониться новорожденному Царю Иудейскому.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (ст. 3–6). Когда в Иерусалиме узнали о пришельцах с Востока и о цели, с которой они прибыли, то слух об этом дошел до Ирода и царь встревожился. Это понятно, если учесть личность Ирода и образ его правления. На Иудейское царство он, не будучи природным иудеем, был поставлен оккупантами – римлянами. Потому он всегда опасался за твердость своего положения и заслужил ненависть народа своим кровавым и деспотичным правлением. Понятно, что Ирод, услышав о рождении какого-то нового иудейского царя, встревожился, и главной его заботой стало теперь устранение и уничтожение этого нового конкурента. Жители же иерусалимские встревожились от того, что опасались жестокостей и неприятностей от своего злобного и подозрительного царя.

И Ирод стал принимать свои меры: Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему (ст. 7–8). Ирод обманывал волхвов, цель его была другая – узнать время рождения Младенца, точное место Его нахождения, но не для того, чтобы поклониться Ему, а чтобы убить Его.

Волхвы послушались царя: Они, выслушав царя, пошли. И – се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (ст. 9–10). В последнее время появление Вифлеемской звезды многие пытаются объяснять естественными причинами – одни считают ее одной из ярких планет, другие – «взрывом сверхновой», третьи – кометой и т. д. Все эти объяснения не имеют под собой оснований, т. к. из евангельского повествования однозначно следует, что Вифлеемская звезда была явлением сверхъестественным – она ведет себя не так, как естественные космические объекты. Звезда эта движется не с востока на запад, как все небесные светила, а с севера на юг, она видна и днем, при солнечном свете. Она исчезает, когда волхвы приходят в Иерусалим, а затем снова является им и ведет их в Вифлеем и, наконец, останавливается над местом пребывания Богомладенца и Его Пречистой Матери. Большинство св. отцов – толкователей Священного Писания, считают эту звезду чудесной, сверхъестественной. Св. Иоанн Златоуст вполне обоснованно относит ее к некой таинственной «ангельской силе».

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (ст. 11). Дары волхвов имели символическое значение – золото было поднесено Христу как Царю, ладан – как Великому Первосвященнику, смирна – как Человеку, Которому надлежит умереть за грехи мира.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (ст. 12). Ирод был посрамлен, он не открыл место пребывания нового Царя Иудейского, ибо Ангел повелел волхвам возвратиться к себе на родину другой дорогой, минуя Иерусалим и Ирода. Предание говорит о том, что волхвы, вернувшись в Персию, всюду рассказывали о родившемся Христе и были первыми проповедниками христианства среди язычников, а впоследствии их встретил в Вавилонии св. апостол Фома, от которого они приняли св. крещение.
Итак, литургийное евангельское чтение научает нас многим истинам. Прежде всего оно продолжает знакомить нас с обстоятельствами рождения на земле Сына Божия, а также с той истиной, что Христос воплотился и явился для спасения не только народа Израильского, но и язычников. Ведь Он благоволил принять поклонение как от иудеев – вифлеемских пастухов, так и от вавилонских волхвов – представителей языческого мира.

Мы видим также, что богоборчество влечет за собой другие тяжкие грехи и преступления – посрамленный от волхвов Ирод впоследствии убивает в Вифлееме множество невинных младенцев, надеясь, что среди них будет и Христос. Видим, что Христос Спаситель уже в самом Своем рождении был предназначен стать Жертвой за грехи мира – Его восхождение на Голгофу начинается от самых Вифлеемских яслей.

Узнаем, что истинное богопознание и богопоклонение отвращает от зловерия и языческих заблуждений. Ведь кем были волхвы? Они были магами – астрологами, «звездогадателями». Современные оккультисты и астрологи любят для оправдания своей деятельности ссылаться на историю поклонения волхвов, якобы вычисливших по звездам время и место рождения Спасителя. Но нужно помнить, что Вифлеемская звезда была вышеестественным явлением и, конечно же, не могла вписываться в астрологические расчеты. Да и волхвы, сделавшиеся проповедниками Христа, не могли более заниматься запрещенным Богом «звездогадательством». Св. Церковь учит, что в событии Рождества волхвы, «звездам служащие», оставили это пагубное служение и научились «кланятися Солнцу Правды» – Христу, родившемуся для просвещения и спасения мира.

Протоиерей Михаил Беликов