По следам события

В декабре 2016 – феврале 2017 гг. Радищевским музеем была представлена выставка «Русское религиозное искусство XVIII – начала XX века», на которой зрители смогли познакомиться с произведениями религиозного характера этого периода из музейного собрания. Рассказывает Ирина Анатольевна Ильина, искусствовед, зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева.
Перестройка российской жизни XVIII – XIX столетий очень сильно отразилась на церковном искусстве. Уже в конце XVII столетия русская архитектура и религиозная живопись находились под заметным влиянием западноевропейских новаций. Новую иконопись, направленную на преодоление внутренней замкнутости в традиционном православии, создавали передовые мастера Оружейной палаты Московского Кремля. Они расширяли возможности древнего традиционного искусства с помощью гравюр, выполненных с известных произведений европейских художественных школ.

В.М. Васнецов Богоматерь Федоровская 1895 г.

Период длительного господства религиозного искусства завершился в эпоху петровского царствования. В XVIII-XIXвв. уже светская культура оказывает сильное влияние на дальнейшее развитие иконописания. Идея «большого стиля», единого для европейских государств, активно поддерживалась государством. Строительство дворцов и храмов в русле доминирующего художественного направления становилось предметом подражания для более широких слоев населения. Под воздействием европейской религиозной традиции происходит процесс размывания границ иконы и картины – разных явлений по своей духовной сути. Иконе, вопреки ее метафорической сущности и церковному назначению, пытаются привить нормы академической живописи. Иконные образы обретают черты той картинности, которую русская икона не знала до второй половины XVII в. При этом довлеющее значение получает эстетическая сторона произведения, уводя мысли и чувства зрителя от молитвенного созерцания к любованию художественной стороной изображаемой реальности.

Изменения трактовки религиозной темы потребовали особого арсенала художественных средств. Но полного отрицания дедовской практики и подмены ее религиозной живописью не произошло. Традиционная икона словно сама пошла навстречу эстетическим установкам, проводимым новым формирующимся вкусом. Иконописцы непроизвольно включали в свой обиход элементы официальной изобразительной культуры. В иконе разных временных этапов чувствовались отзвуки ампира, классицизма и модерна. Как в XVIII, так и в XIX вв. особое пристрастие иконописцев было отдано барокко, в котором иконописцы нашли наиболее адекватно выраженные формы и приемы, отвечающие религиозным требованиям.

Чириков О.С. Александр Невский. Конец 19 в.

После создания Академии художеств в 1757 г. именно она стала опреде-лять художественные вкусы, в том числе и в религиозном искусстве. Главенст-вующее положение в Академии занимало отделение исторической живописи, которое ориентировалось, прежде всего, на религиозные сюжеты и где готовились специалисты для оформления новых храмов. Российское религиозное искусство оказалось под заметным воздействием католической традиции, что стало возможно из-за систематического копирования студентами Академии художеств шедевров итальянской и испанской живописи. Через преодоление конкретности оригиналов создавался свой – петербургский, стиль иконописи, который постепенно становился господствующим. К моменту создания класса иконописи в Академии художеств в 1854 г. официальное петербургское направление было сформировано.
На выставке Радищевского музея были представлены произведения из-вестнейших живописцев – Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, представляющих академическую религиозную картину на разных этапах ее развития.

Неизвестный художник. Архангел Михаил. Конец 18 — начало 19 в.

Параллельно с официальным религиозным искусством продолжала существовать традиционная иконопись. Она стала уделом артельщиков, иконописцев с окраин, отдельных монастырских центров и сел. Иконопись, некогда занимавшая ведущее место в жизни страны, ныне всячески пыталась удержать свои прерогативы. Нередко она впитывала в себя элементы тех больших стилей, которые именно в данный момент владели вкусами избранного меньшинства. На выставке можно было увидеть своеобразные, не лишенные искренней привлекательности, памятники иконописи, которые весьма чутко отражали культурные изменения эпохи.
Не менее интересным явлением стала старообрядческая икона XVIII–XIX столетий. После трагического раскола русского религиозного общества в 1650–1660-х гг. ревнители древнего благочестия стали приверженцами традиционного иконописания. Именно они на протяжении более двух столетий изыскивали старинные иконы и сохранили технические основы канонической русской иконописи. На выставке можно было познакомиться с образцами саратовского старообрядческого иконописания и других центров русского церковного раскола.

Неизвестный мастер. Воскресение-Сошествие во ад с праздниками. 1792-1794 гг.

Особенно чувствительны к стилистическим новациям Нового времени стали мастера декоративно-прикладного искусства. Музейное собрание бого-служебной утвари в полной мере отражает многообразие этого вида искусства – это драгоценные ткани облачений, серебряные оклады к иконам и печатным изданиям духовного содержания, а также дарохранительницы, потиры и многое другое. Они демонстрируют мастерство ювелирных центров Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова. Кроме того, здесь представлены изделия старообрядческих «медниц».

Неизвестный мастер. Евангелие. 1699-1738

Долгое время российское искусствознание оставляло на периферии своего внимания само существование религиозного искусства XVIII–XIX столетий. Сейчас с особым интересом исследуется это направление русской культуры, более пристально рассматриваются питавшие его художественные процессы, этапы и особенности развития. Именно этим целям и послужила предложенная выставка Радищевского музея.