Когда гармошка заиграет…

str18-01Издавна русский народ испытывал к ней особые, трепетные чувства. Об этом можно судить по воспоминаниям и рассказам живых свидетелей прошлого — наших бабушек и дедушек; многочисленным сказкам, загадкам, частушкам, песням; стихам и произведениям поэтов, писателей, художников, музыкантов-исполнителей. Их имена хорошо нам известны: Блок, Твардовский, Прокофьев, Тургенев, Лев Толстой, Кустодиев, Паницкий, Пятницкий, Русланова…

Упоминал о гармони и писатель Константин Федин, описывая в романе «Первые радости» свои первые детские впечатления.

Поэт Сергей Есенин любил играть на ней, посвятил гармошке немало стихов. Отлично знал этот музыкальный инструмент и композитор Петр Ильич Чайковский. В 1883 году он ввел гармонику в симфонический оркестр, оставив в партитуре своей сюиты № 2 запись такого содержания: «Для надлежащего эффекта этой пьесы аккордеоны весьма желательны и необходимы». А дальше подробное объяснение, какие клапаны и какой рукой должны прижимать исполнители. Одна из пьес «Детского альбома» Чайковского называется «Мужик на гармонике играет».

Хорошо знакома начинающим музыкантам пьеса «Парень с гармошкой» другого композитора, Георгия Свиридова.

Гармонь увековечена не только в литературе, музыке, живописи, но и в скульптуре. Во многих уголках России и за ее пределами гармони и гармонисту возведены памятники. Не забывают, чтят гармошку и саратовцы. В 2009 году на одной из главных улиц — проспекте имени Кирова — незадолго до празднования дня города был установлен памятник, который полюбился горожанам и гостям Саратова, став еще одной достопримечательностью, историческим символом нашего города.

За какие заслуги этому, казалось бы, на первый взгляд незамысловатому музыкальному инструменту такой почет и уважение, всеобщая любовь и слава? Многие годы была и остается гармонь спутницей, верной подругой простого народа. В праздник веселила, в горести утешала; в будни развлекала, в тяжелые времена – приободряла и поддерживала.

В умелых руках настоящие чудеса творила: зажигала так, что ноги сами в пляс просились, каблуками искры высекали.

Гармоника, гармоника,

Эй, пой, визжи и жги.

Эй, желтенькие лютики,

Весенние цветки!.. (А. Блок)

Ну, а если душевные разговоры заводила – слеза, сама собой напрашиваясь, глаза затуманивала, а сердцу тесно в груди становилось. Могла гармонь лучше всяких слов напомнить о самом дорогом и сокровенном…str10-02

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза… (А. Сурков)

Когда нужно – приободряла, когда плохо – обогревала… Вместе с бойцами прошла гармошка через все тяготы военных лет. Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная… Вместе с ней любила выступать перед солдатами наша землячка Лидия Русланова:

…Так пела и так плакала

Про горести свои,

Как бы за каждым клапаном

Гнездились соловьи… (А. Прокофьев)

…Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой… (А. Твардовский)

За эти бесценные качества гармонь и полюбилась народу, пользовалась и до сих пор пользуется большим уважением и почетом.

Хотя гармонь принято считать исконно русским инструментом, однако ее родина — Германия. Первая гармонь была изготовлена в 1822 году мастером Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом.

str10-03В 30-е годы XIX века объявилась она и в России, а вместе с ней и свои, местные мастера-умельцы. Вначале в Туле, затем в Тверской, Орловской, Вологодской, Костромской, Нижегородской и других губерниях. Каждое местечко имело свои секреты изготовления: оттого и голоса звучали по-разному, и внешне русские гармони различались между собой; приемы игры у них были и остаются разными. То, что исполнялось на саратовской гармони, невозможно было повторить ни на какой другой.

Так появились вятская хромка, тульская однорядка, псковская резуха, тальянка, «ливенка» (изготавливалась в городе Ливни), череповецкая «черепашка», «петроградка», елецкая, саратовская гармони…

Популярность инструмента росла год от года. За последующее столетие было создано множество образцов, имеющих свою неповторимую звуковую окраску, внешнее оформление, конструкцию.

В Саратовскую губернию немецкая гармонь предположительно была завезена местными музыкантами с Нижегородской ярмарки.

Популярным инструмент у нас стал не сразу. В 1860-х годах, если верить отчетам обозревателей того времени, упоминались иные инструменты. На частных музыкальных и танцевальных вечерах, концертах, премьерах театральных и оперных постановок звучали скрипка, арфа, рояль, контрабас, гитара. В трактирах и на улицах — орган и шарманка.

Известный саратовский краевед, писатель Владимир Ильич Вардугин, работая с архивами, нашел тому факту следующее подтверждение:

«…Скрывшийся за инициалами «Б.Л.» в заметке «Фельетон» (фельетоном в то время называли описание случаев из жизни, «отдел россказней в газете», согласно словарю В.И. Даля), высказывая благодарность «г-ну Малькову» за организацию в саратовском Коммерческом клубе оркестра, размышлял о неразвитости музыкальной жизни в провинции: «В городе с населением в 80 тысяч жителей не было в последнее время никакой музыки, кроме органов в трактирах и двух-трех шарманок, неизвестно почему наигрывающих всегда уже вечером, когда совершенно стемнеет на улицах»…»str10-04

Пройдет время, и через полтора десятилетия гармоника уже заполонит саратовскую жизнь. Саратовская земля прославится своими голосистыми гармонями и лучшими мастерами.

К сожалению, до сих пор достоверно неизвестно, в каком году появилась саратовская гармонь и кому именно принадлежит идея расположить на левом грифе инструмента два заливистых колокольца.

Однако, по утверждению В.И. Вардугина, «…Петр Федорович Текучев, гармонный мастер, начинавший работать в артели «Музыка» в 1947 году и работавший там вместе с Михаилом Дмитриевичем Карелиным, считает родоначальником нашей гармоники дядю Михаила Дмитриевича Карелина – знаменитого гармонного мастера Николая Геннадиевича Карелина, потомственного кустаря (его отец ремонтировал гармоники), приехавшего из Костромы в Саратов как раз в 1860-х годах…»

В детстве маленький Коля любил наблюдать за работой отца. Повзрослев, стал помогать ему: чинил поломанные гармони, пробовал изготавливать детали к ним из других, обычно не используемых мастерами, материалов – железа, стали, желтой и белой меди, по-своему обклеивал меха; постепенно увеличивал количество планок, изменяя тем самым привычную форму инструмента. Вследствие этого – корпус стал шире, квадратнее. С левой (басовой) стороны Карелин вмонтировал медные колокольчики (один сверху полукорпуса, другой снизу), придав саратовской гармони свое особенное, звонкоголосое звучание. Молоточки, соединенные с басовыми клавишами, ударяют по колокольчикам, создавая при игре свой неповторимый подголосок. На слух звучание саратовской гармони невозможно спутать с другим инструментом.

Больше всего гармонным промыслом увлеклись горожане. В 1880-х годах в ремесленной управе упоминаются пять-шесть мастеров гармонных дел, в 1890-х – уже десятки. В 1929 году создана артель, правление которой располагалось по адресу улица Гоголя, 2/4 (дом сохранился до наших дней)…».

Промысел становится доходным, прибыльным делом. Вскоре появляются мастерские Жаркова, Емельянова, Гвоздева. К концу XIX века в Саратовской губернии насчитывалось уже более сорока мастеров гармонных дел.

str21-01Первые инструменты были с однорядной клавиатурой, небольшие по размеру. Деревянный корпус окрашивался цветной краской, покрывался лаком, отделывался незатейливой резьбой. Затем стали появляться гармони с темным полированным корпусом, использовалась инкрустация, позже – металлическая, перламутровая отделка.

Постепенно диапазон гармони расширяется до двадцати (позже и до 22 звуков). Теперь у нее десять кнопок с разным звуком на сжим-расжим. Слева, со стороны басов, появляется воздушный клапан. Нажатие на него позволяло исполнителю беззвучно сжимать меха. Меха для прочности укрепляются дополнительными рамками.

Несколько видоизменяется и внешний облик гармони. Специально, под заказ корпус отделывается ценной породой дерева, искусно вырезанными мельхиоровыми накладками, меха обклеиваются бархатом либо тонкой дорогой лайковой кожей.

Простой покупатель довольствовался гармонью скромной отделки – картонные меха отделывались ситцем либо сатином, корпус украшался деревянной резьбой (позже металлическими накладками). Но по качеству звучания такой инструмент мало чем уступал более дорогому. Саратовские гармони славились своей необыкновенной звучностью, прочностью и добротностью.

В.И. Вардугин продолжает свой рассказ: «…Первый «гармонных дел мастер» – Николай Геннадьевич Карелин – все старания направил на улучшение инструментов. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Карелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).

В мастерской Карелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Карелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце XIX века, в отличном состоянии. Ученики Карелина – Дмитрий Жарков, Хрисанф Артемьев и другие — имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов».

Первая мастерская была открыта на улице Никольской. Сейчас это улица Радищева.

str21-02Карелинские инструменты полюбились не только гармонистам-самоучкам, но и профессиональным музыкантам, пользовались большим спросом у местного населения, были известны далеко за пределами Саратовской губернии.

Стоила хорошая гармонь от известного мастера по тем временам недешево – от 10 и более рублей. Для сравнения: корову можно было купить за 8 рублей.

С более подробной историей развития саратовского гармонного промысла – от рождения до наших дней — можно познакомиться, побывав в музее, который в начале февраля этого года отметил свой первый юбилей.

Музей появился благодаря инициативе ректора СГТУ им. Ю.А. Гагарина Игоря Плеве и активной деятельности сына Андрея Сидоровича Комарова — известного саратовского мастера гармонных дел Владимира Андреевича Комарова. Музейные экспонаты разместились в здании колледжа производственных технологий СГТУ имени Ю.А. Гагарина.

Некоторые инструменты подарены музею членами клуба любителей гармони. Что-то найдено в поездках по селам и деревням, отреставрировано лично Владимиром Андреевичем.

Бережно хранятся вместе с отцовскими инструментами и секреты мастерства изготовления, игры на саратовской гармонике. Последним Владимир Андреевич щедро делится с юным поколением.

Хочется выразить особую, искреннюю признательность Владимиру Ильичу Вардугину, предоставившему возможность читателям журнала «Гимназический взвоз» первыми познакомиться с материалами его новой, пока еще неопубликованной книги, посвященной истории нашей, саратовской, гармони.

Елена Арсенина