Беседа-лектория в школе молодежи «Логос»

2  марта в 15.00 в духовно-просветительском центре при Свято-Троицком соборе состоится очередная беседа в рамках лектория: Обзор Истории Древней Церкви: от Иисуса Христа до Ария.

В ходе лекции вы познакомитесь с темами:

Иудея в ожидании Мессии. Воскресение Христа и сошествие Святого Духа как начало Церкви как Царства Божия. Рассеяние христиан по областям Востока. Об универсализме (кафолизме) Церкви: во Христе “нет ни эллина, ни иудея”. Кто и когда написал книги Нового Завета? Евангелие от Иоанна как свидетельство о Божестве Христа.

Гностицизм как доктрина “тайного знания” и как смесь греческой философии с восточными мистическими и оккультными учениями. Гностицизм и герметизм как опаснейшие враги ранней Церкви. Основные черты христианского гностицизма: теологический дуализм, мир как результат трагической ошибки, отрицательное описание Бога, спасение как избавление от материальности, строгий аскетизм (гнушание плотью), мистицизм и эзотеризм. Докетизм: телесное воскресение как “безумие для эллинов”. Борьба ап. Павла и Иоанна Богослова с зародышами гностицизма в Церкви (1 Послание Иоанна). Св.-муч. Ириней Лионский как борец с гностицизмом.

Под крыльями римского орла: Империя накануне пришествия Мессии. Восточные религии и мистериальные культы в Римской Империи: Кибела/Астарта и Аттис/Адонис, Митра. Гонения на раннюю Церковь: “за само имя”. Эпоха спорадических гонений 80-235 гг. (при Домициане, Антонинах и Северах). Домициан и обвинение христиан в атеизме. «Nomen ipsum» (“за само имя”). Монтанизм как первая внутренняя (апокалиптическая) ересь + секта. Распространение Церкви.

На заре христианского богословия. Александрийская богословская школа. Александрия как центр синтеза эллинистической и иудейской мысли. Иудейский философ Филон Александрийский и его влияние на александрийских богословов. Христианский философ и богослов Климент Александрийский: учение об истинном гнозисе. Ориген: когда ум опережает сердце  – осужденный через 300 лет после смерти. Философ Плотин и неоплатонизм.

Упадок Римской империи в III веке. Начало эпохи систематических гонений (в смутный период). Упадок духовности среди христиан в III веке. Массовое отступничество при гонениях Деция (249-251 гг.). Сщмч. Киприан Карфагенский и его борьба за единство Церкви.

Век ересей и расколов: тринитарные споры III века и их христологическое основание. Ортодоксия и гетеродоксия (ересь). Ересь монархианства (отрицание различия между Лицами Святой Троицы) как следствие аристотелизма в богословии. Ересь модализма/савеллианства (как подересь монархианства): Бог как единая монада Сыноотец. Адопционизм/динамизм. Павел Самосатский, еп. Антиохийский и его ересь: считал, что Бог-Слово является лишь силой Божией (дюнамис), и Иисус Христос был по природе лишь человеком. Раскрытие истины о Святой Троице в III веке в борьбе с монархианами (об ипостасности Лиц Троицы). Тертуллиан – карфагенский юрист-богослов и его триадология. Учение Оригена о Святой Троице.

Великое гонение Диоклетиана. Константин Великий как первый христианский император.  Миланский эдикт 313 г. о веротерпимости. Перенесение столицы Империи из Рима в Византий (Константинополь).

Арианская смута и I Вселенский Собор 325 г. Никейский символ веры.

 

Хотите узнать, как начиналась Византийская Империя («Греческое царство») – оплот Православия и центр культуры в Средневековье?

Встречи проходят еженедельно в 19.00 в помещении духовно-просветительского центра Свято-Троицкого собора. Вход свободный.