Семинар, посвященному регентскому служению

169f699eb9acd284e6c8e250feaf749f20 октября на территории Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Покровской и Николаевской епархии в рамках IV Региональных Покровских Образовательных чтений впервые прошел практический семинар «Церковное пение: практика и художественное воплощение».

В мероприятии приняли участие регенты и певчие храмов из Покровского, Краснокутского и Николаевского благочиний Покровской епархии. Саратовскую епархию на семинаре представила регент будничного и любительского хоров Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова Маркина Светлана Павловна.

С приветственным словом к гостям обратился клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) диакон Роман Ахундов. Отец Роман подчеркнул, что труд регента – это не просто работа, это настоящее служение, почетное и очень ответственное, требующее профессиональных знаний и умений.

В богослужебном пении мы имеем два совершенно разных языка – язык партесной, многоголосной музыки и язык знаменного распева. Последний – совершенно уникален. В чем заключается своеобразие этого распева рассказала С.П. Маркина, регент будничного и любительского хоров Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, кандидат культурологии. Светлана Павловна отметила, что знаменное пение намного ближе к языку иконы, чем к языку многоголосной музыки, поэтому его называют иконой времени. Слушатели смогли убедиться в этом на примере нескольких композиций.

Певческие традиции есть в каждом храме, будь то монастырь, маленький приходской храм или кафедральный собор. Существуют песнопения, которые не зависят от тематики службы и звучат в любом случае. На стилистике неизменяемых песнопений и их исполнения  подробно остановилась регент Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) С.В. Хахалина. Светлана Владимировна дала несколько рекомендаций, касающихся выбора репертуара и его исполнения, а также познакомила собравшихся с аудиозаписями древних напевов и произведений П. Чеснокова, Д. Бортнянского, А. Архангельского и других композиторов.

14 октября весь православный мир отметил праздник Покрова Божией Матери. Поэтому темой заключительного доклада стали образы Богородицы в духовной музыке композиторов конца XIX начала XX века. К выдающимися произведениям относятся хоровые концерты «Пресвятей Богородице помолимся», «Совет превечный», «Заступнице усердная», «О, Всепетая Мати», «Не умолчим никогда, Богородице», Задостойник на Пасху «Ангел вопияше» П. Чеснокова, «Милосердия двери» Н. Голованова, «В молитвах неусыпающую Богородицу», «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. Отрывки этих песнопений также можно было услышать на практическом семинаре.

Подводя итоги мероприятия, отец Роман поблагодарил всех за внимание.